Перед тем как в 2015 году возглавить крупнейшее в Калининградской области — да и в Европе — химическое предприятие «Экопэт» (тогда компания называлась «Алко Нафта»), Александр Аникеев работал на руководящих должностях в государственных и частных компаниях: в родной Киргизии строил плотины, каналы, мосты и водохранилища, после переезда с супругой в Калининград служил в органах внутренних дел. Влияние этого опыта не отрицает:
— Я строгий, жесткий [руководитель]. Привык, что мои поручения выполняют с первого раза, кроме того, мне необходима обратная связь, что они выполнены на 100 процентов, — говорит Аникеев. — Демократия не работает, особенно если речь идет об управлении опасным производственным объектом, проходили это в девяностые.
В 2018 году «Экопэт» укрепил свои позиции на рынке российского пищевого ПЭТФ (полиэтилентерефталат), где занимает долю в 32 процента. Российские предприятия потребляют 80 процентов продукции «Экопэта». Пищевой гранулированный ПЭТФ, из которого делают тару для растительного масла, молока, соков, газированных и других напитков, покупают компании Retal и «Балтика», российские заводы PepsiCo и The Coca-Cola Company. Калининградская компания среди клиентов «Экопэт» только одна — «Мега-Пласт-Янтарь», производитель преформ.
Благодаря торговой войне между США и Китаем у завода появился новый рынок сбыта:
— Мы смогли выйти на американский рынок, и теперь поставляем ПЭТФ крупнейшим производителям бутилированной воды в США — Vinmar, Muehlstein, Hanex. Если этот конфликт продлится, а предпосылок для его прекращения пока нет, сможем значительно увеличить экспорт. Еще одно важное достижение — мы впервые смогли запустить завод на полную мощность.
В том, что сегодня «Экопэт» выпускает 660 тонн ПЭТФ в сутки, по словам Аникеева, помогли жаркое лето 2018 года и болельщики, — с их приездом на ЧМ по футболу увеличилось потребление прохладительных напитков.
«Экопэт» — четвертый в мире завод, применяющий новейшую двухреакторную технологию. Выпускаемый заводом ПЭТФ обладает сферической формой гранул, поэтому у продукта более низкая температура плавления, самое низкое содержание вредных веществ, а во время переработки образуется меньше пыли. Интерес к полимеру производства «Экопэт» среди европейских, а теперь и американских компаний, изготавливающих упаковку пищевого назначения, по мнению Аникеева, объясним его высоким качеством.
— Очень жестко относимся к вопросу качества — это наши деньги и наша репутация. В прошлом году у нас не было ни одной рекламации от покупателей, чем гордимся, — говорит Аникеев. — Помню, на одном из первых совещаний сказал, что моя задача — сделать предприятие лучшим в мире. Не знаю даже, почему сказал именно так, надеюсь, амбиции у меня здоровые. Все тогда промолчали. Сегодня, когда я говорю эту фразу, сотрудники кивают головой в знак согласия.