ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Владимир и Сергей Щербаковы
69 лет и 42 года, АВТОТОР

В 2019 году конвейер в Калининграде должен выпустить более 220 тысяч автомобилей. Компания является вторым после АвтоВАЗа автопроизводителем России, а по ключевым финансовым показателям занимает первую строчку
В2019 году АВТОТОРу исполняется 25 лет. За эти четверть века компания пережила полноценное банкротство (в 1998‑м), два обвала российского авторынка (2009-2010 и 2014-2015 гг.) и уход крупнейшего партнера в лице General Motors (в 2015‑м). Последний удар совпал с общим кризисом в экономике и повлек за собой трехкратное падение производства. Из крутого пике АВТОТОР, впрочем, сумел выйти на удивление быстро и достойно. В 2019 году конвейер в Калининграде должен выпустить более 220 тысяч автомобилей — это практически соответствует объемам эпохи сотрудничества с GM. Компания является вторым после АвтоВАЗа автопроизводителем России, а по ключевым финансовым показателям занимает первую строчку.

— В 1994 году мы, конечно, не думали, что удастся создать такой большой завод. Предполагалось 25-30 тысяч автомобилей, но никак не 300, – признается Владимир Щербаков и подчеркивает: — Мысли о том, чтобы все оставить, я не допускал даже в самые тяжелые периоды. Возможно, нас, послевоенное поколение, так воспитали. Если пришел в бизнес, занялся делом, я не имею права проиграть! Даже не рассматриваю, что может быть иначе.

Свое 70‑летие Владимир Щербаков, тем не менее, отметит в статусе не владельца, а «играющего тренера». С 2016 года главным акционером АВТОТОР является сын основателя холдинга Сергей Щербаков.

— У нас семейный бизнес, и такой сценарий предполагался, однако мне все же пришлось честно ответить себе на вопрос: этим ли хочется заниматься в жизни? — говорит Щербаков‑младший. – Я рад, что в компании есть собранная моим отцом команда людей с великим опытом в автомобилестроении. Есть и те, кто пришел уже при мне, но обновление состава топ-менеджеров — для меня не вопрос завтрашнего дня. У каждого из нас свои идеи о дальнейшем развитии, при этом ключевые решения я принимаю с учетом мнения отца и его единомышленников.

В определенном смысле АВТОТОР начинает все заново. В июне с правительством Калининградской области был подписан СПИК — специальный инвестиционный контракт, по которому в ближайшее десятилетие предстоит инвестировать минимум 12 млрд рублей в производство по полному циклу — со сваркой и окраской — десяти новых моделей общим тиражом до 300 тысяч автомобилей в год. От выполнения этой сверхзадачи теперь зависит будущее не только самой компании. АВТОТОР сейчас — это более 3 тысяч работников, почти 50 процентов доли в общем объеме всей товарной продукции Калининградской области, 70 процентов в загрузке калининградских портов, 50 процентов в вагонообороте железной дороги и более 65 млрд рублей выплачиваемых налогов и сборов. АВТОТОР — это масштабные социальные проекты в Калининградской области, на которые ежегодно направляется порядка 1,5 млрд рублей. Это поддержка инициатив в сфере культуры, образования, социальной сферы, спорта, широкая благотворительная программа, включающая помощь детям, ветеранам и людям с ограниченными возможностями. На средства компании строится крупнейший в регионе ФОК «АВТОТОР-Арена» в микрорайоне им. А. Космодемьянского. Его стоимость — свыше 2 млрд рублей. Уже в декабре он должен открыть свои двери для калининградцев.
Текст: Михаил Яновский
Фотография: Александра Любина