ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Виктор Лидер
56 лет, «Ушаковские верфи»

Идея Лидера в том, что состоятельные граждане России, — то есть люди, имеющие возможность строить и эксплуатировать яхту, — рано или поздно, а при нынешней внешнеполитической ситуации, скорее, рано, станут больше путешествовать по российским акваториям
Виктор Лидер — из так называемых «российских немцев», как и многие из представителей этой этнической группы, родился в Сибири, вырос в Казахстане, в девяностые переехал на ПМЖ в Германию, а сейчас живет и работает в Калининграде. Поэтому он сразу признается, что до того, как увлекся яхтингом и судостроением, никаких кораблей, кроме «кораблей пустыни», в глаза не видел. Сейчас на верфи, построенной Лидером с нуля в поселке Ушаково Калининградской области, строятся стальные водоизмещающие яхты траулерного типа — очень мореходные и эргономичные. «На таких голландцы в далекие времена добывали рыбу. Сегодня это люксовые суда, где можно жить, отдыхать, путешествовать по миру и совершать экспедиции высокого уровня сложности», — объясняет Лидер.

Поначалу Виктор Лидер вместе с друзьями создал компанию «Настоящие корабли», занимавшуюся брокеражем — сопровождением процесса строительства со стороны российского покупателя. Позже, когда дело было досконально изучено, имидж и место в яхтостроительной тусовке определены, связи налажены, а спрос с началом финансового кризиса 2008 года резко упал, Лидер задумался о том, чтобы строить яхты самому, — и не в Голландии, а в России. На резонный вопрос «Почему?» отвечает: «Потому что транспортировка яхты в Россию из-за границы, а также пошлинная и налоговая составляющие увеличивают цену покупки почти на 45 процентов», — и, немного подумав, продолжает: «Плюс неуемное желание сделать что-нибудь красивое своими руками».

Так родилась судостроительная компания «Ушаковские верфи», занявшая свое место в российском яхтостроении, — сыграли роль модельный ряд с элегантно-классическим обводом корпуса, применение современных материалов и оборудования, стопроцентный трансфер технологий от лучших голландских верфей, надзор и сертификация экспертной компанией из Голландии, подготовленные кадры.

Идея Лидера в том, что состоятельные граждане России, — то есть люди, имеющие возможность строить и эксплуатировать яхту, — рано или поздно, а при нынешней внешнеполитической ситуации, скорее, рано, станут больше путешествовать по российским акваториям. «Мы уже поставляли наши яхты в Санкт-Петербург, Москву, Саратов с использованием льгот особой экономической зоны, что дает нашим заказчикам ценовые преимущества. А дальше владелец яхты под российским флагом может ходить, где захочет — хоть по Балтике, хоть по Северному морскому пути», — говорит Лидер. Кстати, скроенный на лазерном оборудовании из крупповской стали категории А корпус судна — одна из самых привлекательных опций для покупателя. Такой корпус защищен и надежен, рассчитан на суровые условия российских акваторий.

А жителям Калининграда хорошо известен прогулочный теплоход «Самбия», получивший название «речной трамвай», построенный на «Ушаковских верфях». Он возит гостей по Преголе и Калининградскому заливу до Балтийска.

Самая большая проблема развития компании — выход из реки Прохладной в Калининградский залив: «Есть огромное желание развивать и компанию, и Ушаково. Здесь хороший исторический и инфраструктурный потенциал. Единственным тормозом является вопрос углубления устья реки для выхода маломерных судов в Калининградский залив. Я несколько лет инициирую решение этой проблемы, пока явного результата нет, но не сомневаюсь, что он появится», — говорит Лидер.
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Светланы Андрюхиной