ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Василий Быков
42 года, Samocat Sharing

Мы думали, что шеринг самокатов — вот и вся история, а открылась табакерка, из которой выскакивают десятки видов транспорта. Следующее десятилетие будет временем микротранспорта, появятся новые и новые виды
«Краудфрэндли» и «мультимодальность» — два слова, отражающие содержание бизнеса Василия Быкова, основателя и совладельца компании Samocat Sharing. «Смысл первого в том, что вы не вызываете агрессию окружающих, а при виде толпы можете сойти с транспортного средства и пойти рядом. Во втором случае — взять транспортное средство в руки и прыгнуть в переполненную маршрутку», — просто объясняет Быков суть идеи и то, чем городской самокат предпочтительнее даже велосипеда, не говоря об автомобиле. И попадает в точку — велосипедисты на тротуарах уже дико раздражают, а собственно велосипед — весьма неудобное и громоздкое средство передвижения, если на пути предвидится спуск в подземный переход, лестница или лифт.

Идея городского проката самокатов тоже понятна. Быков называет это явление новым общественным транспортом, с акцентом на транспорте «последней мили». То есть, оттуда, куда вас довезет традиционный общественный транспорт — автобус или трамвай, может оставаться еще очень приличное расстояние до работы/дома/ресторана, словом, пункта назначения. В этом месте и сработает самокат, не обязательно даже привязанный к базовой станции, достаточно GPS-навигатора и специальных программ, ведь современный транспорт — это в значительной степени программное обеспечение, железо уже на вторых ролях. Кроме того, по Быкову, самокат конкурирует не с условной маршруткой, а с пешеходом, что представляется безграничными рыночными возможностями.

Василий Быков купил самокат своему сыну, потом себе, потом понял, что когда самокат нужен, то стоит на балконе или лежит в багажнике автомобиля, и родил таким образом бизнес проката самокатов — основал компанию Samocat Sharing осенью 2015 года, вложив в нее $100 тыс. собственных средств. Компании удалось открыть пять док-станций в Москве и семь станций в Хельсинки. В Москве за 500 рублей можно кататься круглосуточно, финские пользователи платят по €2 за каждые 30 минут. К настоящему времени Быков привлек $1,5 млн инвестиций от фондов URBAN-X и SOSV, Фонда Бортника и компании BMW. Надо сказать, что в Европе, особенно в Скандинавии, это уже конкурентный рынок, поэтому Быков и его партнеры настроены на покорение городов‑миллионников в России, — что логично.

Когда идея переросла возможности проектирования и программирования «на коленке», компания, основанная Василием Быковым, подалась в «Сколково», где довольно быстро получила поддержку и статус резидента. Теперь в технопарке «Храброво» Калининградской области резидент «Сколково», компания Samocat Sharing, открывает завод по производству станций для проката электросамокатов и сигвеев. «Общий объем планируемых инвестиций в производство составит более 100 млн рублей. На этом производстве будут реализованы порядка десяти уникальных запатентованных решений в области микротранспорта, разработанных в инновационном центре «Сколково», — говорится в сообщении ТАСС ¹⁶⁺. «Собственное сборочное производство доведет локализацию до 70 процентов, обеспечит выпуск до пятисот станций в месяц», — уточняет Быков.

— Мы думали, что шеринг самокатов — вот и вся история, а открылась табакерка, из которой выскакивают десятки видов транспорта. Следующее десятилетие будет временем микротранспорта, появятся новые и новые виды, и все это можно будет сдавать в прокат, — мечтает Василий Быков. И готовит базу для новой реальности в Калининграде.
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Светланы Андрюхиной