ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Стефано Влахович
54 года, Группа компаний «Продукты Питания»

Страна не в кризисе - в кризисе предприниматели и бизнес. Это новое явление. Возможно, новый алгоритм взаимодействия общества, государства и частного предпринимательства
Сизменением законодательства, введением санкций и антисанкций, времена для бизнеса в России наступили непростые. Один из первых иностранных инвесторов в Калининграде Стефано Влахович так смотрит на текущий момент: «Еще десять лет назад было ощущение больших возможностей, сейчас такого ощущения нет. Но бизнес сродни серфингу. Есть волна — ты на вершине, нет волны — ты ее ждешь». Мало того, что в России надо уметь ждать, нужно готовиться, как говорит Влахович, «держать порох сухим», — использовать возможности: и плохие, и хорошие.

Сам Влахович всегда умел пользоваться подходящей «волной» — в 2012‑м он купил разорившийся «Балтптицепром» и вчетверо увеличил выпуск мяса птицы, до 3,5 тысячи тонн в месяц. Группа компаний реализует идею полного производственного цикла — уже построен критичный для птицефабрики современный инкубаторий (старый балтптицепромовский инкубатор 1970‑х годов выпуска китайцы просили продать для музея сельхозтехники), быстро улучшивший качество поголовья, заработали комбикормовый и убойный цеха, количество птичников увеличилось до 63. На калининградском рынке по мясу птицы у «Балтптицепрома» почти нет значимых конкурентов, тем не менее, переоборудование продолжается — инвестиции только последнего этапа реновации птицеводческого комплекса составили 1 миллиард 200 миллионов рублей.

На вопрос, как он, спустя время, оценивает решение о покупке такого сложного хозяйства — птицефабрики, Влахович заразительно смеется и, как всегда, искрометно шутит: «Как в американском фильме, когда герои бегут от землетрясения, под ними проваливается пол, но они бегут в правильном направлении, к спасению».

Текущий экономический кризис в чем-то даже помог. На российском рынке почти не осталось мелких региональных производителей полуфабрикатов, конкурировавших с «Продуктами Питания».

— Мы в пять раз увеличили производительность труда, сократив штат сотрудников. Если бы этого не сделали, предприятию непросто было бы выжить в сегодняшних тяжелых экономических условиях. Выпуск продукции сократился, мы по-прежнему пользуемся импортным сырьем, но уже до 50 процентов товаров производим из собственного мяса.

Влахович называет нынешнюю ситуацию «странным кризисом»:

— В течение последних трех лет государство провело ряд мероприятий и реально вывело из серой зоны значительный процент бизнеса, усилив фискальное давление. Госбюджет профицитный, деньги у государства есть, безработица низкая. Страна не в кризисе — в кризисе предприниматели и бизнес. Это новое явление. Возможно, новый алгоритм взаимодействия общества, государства и частного предпринимательства.

Когда Стефано Влахович 20 лет назад основал в Калининграде компанию «Продукты Питания» и открыл завод по производству полуфабрикатов, он считал, что нет в мире рынка, привлекательнее российского — растущего и по-потребительски бездонного. В первых интервью «Королевским воротам»16+ ему еще приходилось объяснять, что такое полуфабрикаты, как они помогают обычной семье с работающими родителями и, главным образом, работающими женщинами. Их он до сих пор называет «драйвером» своего бизнеса. За двадцать лет «Продукты Питания» вывели на рынок полуфабрикатов несколько брендов высокого спроса, продукты под торговыми марками «Золотой Петушок», «Российская Корона» удостоились множества золотых и серебряных медалей на международных и российских выставках.

С момента организации, а это уже 14 лет, Влахович возглавляет Ассоциацию иностранных инвесторов Калининградской области. Количество ее членов постоянно снижается, хотя инвесторы есть всегда, «просто на двух ушедших один новый». Ассоциация не сворачивает свою деятельность, она по-прежнему является проводником между предприятиями с участием иностранного капитала и государственными институциями.

В «Королевских воротах» 16+ Стефано Влаховича часто называли «хорватский бизнесмен». Спрашиваю, не кажется ли ему сегодня, после стольких лет жизни и работы в России, что это определение устарело, что оно устанавливает дистанцию, которой вроде бы уже нет. Он задумывается: «Напишите: «гибридный бизнесмен». И, улыбаясь, добавляет: «Когда возвращаюсь в Калининград, я возвращаюсь домой»
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Егора Сачко