ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Сергей Званок
47 лет, Центральный рынок Калининграда

Три года ушло на то, чтобы все, чья работа связана с торговлей, поняли: рынок меняется, теперь его главные принципы – это закон и порядок, а главный документ – договор
Как часто мы становимся заложниками стереотипов. С ними проще: не нужно утруждать себя размышлениями, просто берешь готовую формулу – и вот он, ярлык. Чем популярнее стереотип, тем сложнее его разрушить и тем большего уважения заслуживают люди, которые не боятся ломать шаблоны.

Сергей Званок из таких. Выпускник военного командного училища. Офицер-пограничник. А после выхода на военную пенсию – директор рынка. «Что ж, это твой выбор», – качая головой, говорили ему многие знакомые. Да, его. И выбор этот Сергей Званок сделал абсолютно осознанно: «Была возможность проявить себя на основе тех знаний и навыков, которые дала мне служба, – и я согласился на предложение собственника возглавить управляющую компанию Центрального рынка Калининграда. Тем более, принципы управления одинаковы везде: оценил проблему, осознал, что надо сделать, поставил задачу, проконтролировал исполнение, проанализировал итоги».

Это было в 2008 году. Вроде бы в обществе уже нулевые, но на городском рынке еще живы девяностые. Их в первую очередь и пришлось побеждать Сергею Званку и его команде. Три года ушло на то, чтобы все, чья работа связана с торговлей, поняли: рынок меняется, теперь его главные принципы – это закон и порядок, а главный документ – договор. «Сесть за круглый стол и договориться всем: управляющей компании, продавцам, арендаторам – очень важно. Потом каждый идет и эти правила исполняет. По закону легче жить и правильнее», – уверен Сергей Званок. Его кредо: уметь договориться, и что еще более важно, – соблюдать договоренность.

Рассказывая о первых годах работы на рынке, Званок вспоминает: «У нас тогда была традиция: сотрудники уезжали в отпуск в другие города, страны и получали «домашнее задание» – заходить на рынки и подмечать детали. У нас даже альбом был – на фоне других рынков. А к фото обязательно рассказ прилагался: я видел такую тележку… там интересно устроен прилавок… Это было время собирать идеи».

Потом директор вместе с командой начали эти идеи воплощать, главным девизом стало «Ассортимент плюс качество плюс цена». Результат работы виден и покупателям – в выходные дни через рынок проходит до 50 тысяч человек, – и продавцам (на рынке более трех тысяч рабочих мест), и экспертам в сфере торговли. В 2018 году Минпромторг РФ назвал Центральный рынок Калининграда лучшим рынком в России.

Однако останавливаться на этом команда не собирается. «Наш успех еще впереди, – говорит Званок. – Сейчас наша задача – создать современный рынок, и мы к этому идем. У нас грандиозные планы, хотим оставаться лучшим рынком России на протяжении последующих лет».

Все, кто видел первый этап реконструкции, проект нового ТРЦ на территории вещевого рынка и то, как активно идет строительство, могут быть уверены: так и будет. Тем более что в самом главном – в качестве продуктов и в их многообразии – Центральный рынок поспорит с конкурентами.
Текст: Светлана Шунейко
Фотография: Егора Сачко