ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Рустам Алиев
57 лет , «Русский центр искусства» в Калининграде

Извлекая из небытия чье-то имя, изучая его, делая его знакомым для публики, мы прежде всего расширяем свое понимание картины мира человека, мы познаем себя и свою историю
Рустам Алиев – владелец и многолетний генеральный директор калининградского молочного завода, основанного больше 40 лет назад, и одного из самых известных локальных продуктовых брендов – АО «Молоко». В этом статусе Алиев был известен всей честной публике Калининграда до 2018 года, когда с его визиток исчезло упоминание предприятия, а появилось одно-единственное слово – «коллекционер».

Эволюция его увлечения понятна калининградским жителям – Алиев родился и вырос в Калининграде, где очень многие рано или поздно, долго или коротко, всерьез или случайно увлекались кенигсбергской стариной: мебелью, бронзой, посудой. Результатом этого увлечения для Рустама Алиева стал восстановленный до уровня «аутентичный» дом на улице Марины Расковой в той престижной части Амалиенау – район проспекта Кутузова, – что принято показывать туристам. Они теперь постоянные участники ландшафта в сквере у дома Алиева.

Коллекционер – высшая ступень в эволюционной цепочке собирательства, и все же коллекционеры делятся на два типа. Тех, что хотят показывать шедевры публике, и тех, что оставляют их лишь для собственных глаз и довольствуются чувством обладания. Алиев мало того, что показывает свои бесспорные – с высокими оценками искусствоведов и подтвержденные экспертизой – шедевры всем, кто хочет их видеть, он задумал и приступил к осуществлению проекта Русского Центра искусства неподалеку от Кафедрального собора – в сердце культурного Калининграда. Голоса, сомневавшиеся в музейном уровне его коллекции, приумолкли. Потому что авторы собранных им живописных произведений говорят сами за себя – Репин, Ге, Маковские, Айвазовский, Перов, Верещагин, Левитан, Богданов‑Бельский и другие корифеи русского реализма. Потому еще приумолкли, что одна выставка, составленная из картин коллекции Алиева, сменяет другую: «Я считаю, что мы должны жить в русской культуре, и по мере своих возможностей хочу создать некий «контекст» русского искусства в Калининграде».

Он покупает картины на аукционах, на рынке, существующем в среде коллекционеров, а в последнее время разыскивает наследие и наследников советских художников, увлекшись еще одним направлением живописи – соцреализмом. Его новая идея – заново открывать забытые имена.

«Судьба художника – это большая тема к размышлению. В истории искусства, в монографиях о мастерах прошлого, часто встречается сюжет, когда известный при жизни и «овеянный славой» автор, по странному стечению обстоятельств, уходит в небытие. Немногим выпадает счастливый жребий остаться в вечности. Размышляя на эту тему, можно сказать, что коллекционер искусства чем-то похож на археолога, заветная мечта которого – найти, открыть свой «aртефакт» и представить его миру. Ведь процесс формирования коллекции довольно сложен и конечная его цель не накопление всего и вся, а открытия. Открытие новых имен, обнаружение забытых или малоизвестных художников, раскрытие их таланта общественности. Извлекая из небытия чье-то имя, изучая его, делая его знакомым для публики, мы прежде всего расширяем свое понимание картины мира человека, мы познаем себя и свою историю. Круг художников невероятно огромен, и то, что известно, лишь малая часть вселенной «творчества и искусства», – пишет Рустам Алиев в предисловии к выставке Соломона Боима, советского оформителя, графика и мастера акварели. Эта выставка с успехом прошла летом 2019 года, а открытие Русского Центра искусства запланировано на 2022 год. Зная упрямство и упорство Алиева, можно быть уверенным, что так оно и будет.
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Светланы Андрюхиной