ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Олег Пономарев
50 лет, Сети «Семья», «SPAR-Калининград»

Никто и никогда не открывал 42 магазина за три с половиной года. SPAR так быстро развивался, потому что сложились благоприятные внешние условия и была внутренняя готовность к прорыву
За последние несколько лет небольшая локальная торговая компания «Семья» превратилась в одного из лидеров рынка Калининградской области с населением в один миллион человек, — показатель, достигший этого уровня лишь осенью 2018 года. Возглавлявший «Семью» Олег Пономарев пять лет назад называл стратегию компании «скромной», говорил о консерватизме в бизнесе и о том, что не стремится к большим форматам в ритейле, мол, его вполне устраивает эффективный и качественный «магазин у дома», а точнее, 39 магазинов под вывеской «Семья» к 2013 году. Но тут произошло то, что считается банальным изречением про кризис и возможности, — просто кто-то этими возможностями не в состоянии воспользоваться, а кто-то готов пить шампанское 24 на 7, опять же по шаблонному восприятию успеха. Я говорю о декабре 2014 года и обвалившемся валютном рынке.

За полгода до этого, летом 2014 года, Олег Пономарев открывает первый SPAR-Калининград, наслушавшись предостережений и пророчеств скорого провала. Он возглавил компанию, получившую эксклюзивную франшизу от торгового бренда SPAR и стал запускать магазин за магазином под новым брендом, хорошо известным в Европе, в ту пору мало известным у нас и построенным по стандартам европейской торговли. Через три года франшиза стала постоянной и бессрочной, а стратегия компании из захвата рынка перешла на модель качественного удержания и интенсивного внутреннего развития — с построением системы лояльности, расширением логистических мощностей и пищевых производств.

В интервью «Королевским воротам»16+ Пономарев заявил, что история его компании войдет в учебники по экономике, а на вопрос «Почему?» ответил: «Потому что никто и никогда не открывал 42 магазина за три с половиной года. SPAR так быстро развивался, потому что сложились благоприятные внешние условия и была внутренняя готовность к прорыву». Под «благоприятностью внешних условий» надо понимать падение мощнейшего когда-то калининградского ритейлера «Вестер», большинство помещений которого сейчас арендуют SPARы — уход конкурента с рынка открывает те самые окна возможностей, которые, по словам Пономарева, «не бывают вечными». А «внутренняя готовность», очевидно, подтверждается не только характером и согласием партнеров (совладельцами являются Андрей Бут-Гусаим и Василий Бобков), но и сбалансированным инвестиционным портфелем.

Изменился и сам Олег Пономарев. Когда-то он был страстным пилотом, но однажды поменял небо на настольный теннис. Как президент федерации, говорит, что «живет игрой». Мне же кажется, его потребность в адреналине перешла в другое качество — спокойствие, уверенность в понимании происходящего. Пономарев пишет книги по экономике, складывает свою собственную теорию предпринимательства, готовится защищать докторскую диссертацию и преподает в БФУ имени Канта
и РАНХиГС. Молодые предприниматели воспринимают его как гуру, ментора, неизменно собираются до полных залов на публичных выступлениях.

Ценностью Олег Пономарев считает качество жизни, которое создает его бизнес: «Ценность в том, что мы местные. Если бы на наше место пришли федеральные ребята, многие наши производители потеряли бы место на полке. Нас и люди благодарят, когда мы открываем SPARы, особенно в новых районах Мы гордимся, что SPAR — это составная часть калининградского качества жизни».
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Егора Сачко