ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Максим Здрадовский
45 лет, Britannica Project

Я в жизни всегда уважал не свое мнение или мнение друзей, а уважал мнение рынка. И команде своей всегда говорю: «Ребята, есть Его Величество Рынок, и его голос — самый главный». Вот, мне кажется, «чуйка» — это умение чувствовать рынок, его направления, движения, тенденции
Предпринимательство — это занятие для людей, которым нравится себя испытывать, считает Максим Здрадовский, создатель нескольких ресторанных брендов в Калининграде. Его правила жизни и бизнеса таковы.

Предпринимательская жилка, мне кажется, была у меня всегда. Хотелось чего-то, что можно назвать «своим». Московский авиационно-технический институт имени Циолковского я не окончил. Как раз наступили лихие девяностые, после третьего курса я понял, что мне нужно на вольные хлеба. Бросил институт и уехал в Калининград, к старшему брату Олегу, он как раз позвал меня заниматься бизнесом.

Деньги — не мотивация, разве что на начальном этапе. Помню желание купить что-то такое, на что стипендии бы не хватило, какие-нибудь «первые джинсы». Но потом возникает совсем другое чувство. Это адреналин, что сродни спортивному, некая потребность в том, чтобы испытать эмоции на пике.

Кайф наибольший я испытываю, когда ресторан в процессе открытия. Мне нравится видеть, как из серой грязи, из бетона возникает что-то новое. Ресторанный бизнес как раз и позволяет все время меняться, сохраняя себя. Смотрите, «Британника», «Пармезан», «Чеснок», «Хмель», «Базилик» — все это разные форматы. Создавая разное, получается поддерживать некое «горение внутри».

Открывая первую «Британнику» в «Эпицентре», я рискнул всем — заложил имущество, влез в какие-то невероятные долги. Жена была в шоке: я заложил квартиру и машину. И скажу честно: так, как я поступил тогда, делать нельзя. Это были колоссальные риски. Но именно они заставляют голову работать, когда знаешь, что каждый месяц нужно платить банку, хочешь того или нет. В ситуации максимального стресса мозг активизируется. В обычной жизни такого не происходит.

Чуйка ресторатора — есть ли она у меня? Иногда спрашивают друзья, близкие — в чем успех, а я даже ответить ничего не могу. Разве что так: я в жизни всегда уважал не свое мнение или мнение друзей, а уважал мнение рынка. И команде своей всегда говорю: «Ребята, есть Его Величество Рынок, и его голос — самый главный». Вот, мне кажется, «чуйка» — это умение чувствовать рынок, его направления, движения, тенденции.

В Калининграде сейчас есть устойчивый спрос на кавказскую тематику, есть спрос на паназиатское. Но надо понимать, что Калининград — город провинциальный, наши вкусы сформированы простой едой наших соседей. Польша, Литва — какая там кухня? Конечно, понятная, из доступных ингредиентов.

Ресторанный бизнес вдохновляет возможностью прямого контакта с рынком. Вводишь какое-то новшество и тут же можешь почувствовать, нравится оно или нет. Вот эта мгновенная отдача очень важна для бизнесмена. Между рынком и тобой нет задержки, нет провала.

Есть одно но: в ресторане нельзя, как в той же недвижимости, наладить все «под ключ», сдать этот ключ и отойти в сторону, уехать, например. В ресторанном бизнесе надо жить. Но я нашел для себя выход в частых маленьких поездках. Более того: меня уже давно знакомые зовут в Москву, в Петербург. Но я отвечаю: «Нет! Невозможно!» Чтобы сделать «Британнику» в Петербурге, мне надо туда с семьей переехать на несколько лет. А я не хочу. Мне идеально подходит Калининград. Тут я могу развивать свое дело, развиваться сам и при этом ходить на рыбалку с друзьями, заниматься семьей, я успеваю жить полноценной жизнью. Наш Калининград имеет все шансы быть хорошим, добрым, гостеприимным городом, и в этом — кайф!
Текст: Светлана Колбанева
Фотография: Егора Сачко