ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Евгений Тиваненков
55 лет, «Продуктовый город»
Евгений Тиваненков известен в Калининграде и как успешный бизнесмен, и как большой поклонник футбола. Он сам выступал за любительские футбольные команды, а с 2007 по 2010 год возглавлял клуб «Балтика». При его активном участии разрабатывалась и была реализована идея проведения игр чемпионата мира по футболу-2018 в Калининграде.

Именно на футбольном поле произошло знакомство с Евгением Ярмолюком, перешедшее в долголетнюю дружбу и сотрудничество. Как соучредители, друзья основали компанию «Продуктовый город», которая в середине девяностых познакомила калининградцев со сладостями из Польши и довольно быстро вышла на московский рынок.

— Мы арендовали склад на Калининградской маслобазе, а в начале 2000‑х купили хладоовощехранилище и на собственные средства реконструировали его в крупный логистический центр. Наша специфика состояла в том, что мы занимались скоропортом — направлением, за которое брались далеко не все предприниматели. Поскольку мы могли хорошо выстраивать логистику, рассчитывать реализацию и обеспечивать хранение, стали превращаться в дистрибьюторско-логистическую компанию. Постепенно росли, расширяли географию поставок. Кроме Польши, появились Германия, Австрия, Швейцария, Литва и Белоруссия, да практически вся Европа, — рассказывает Тиваненков.

В середине нулевых на Театральной в Калининграде открылся небольшой гастрономический бутик «Ле Буффет» — аналог современных «Глобус Гурмэ» и «Азбуки Вкуса». По словам Тиваненкова, это был не столько бизнес, сколько маркетинговый ход и попытка воспитать вкус у калининградцев — дать им возможность покупать дома то, что они пробовали в Европе. Потом «Ле Буффет» переехал на проспект Мира, еще один аналогичный магазин открылся на Гайдара. После введения продуктового эмбарго эта небольшая сеть перестала существовать.

В 2006 году у компании появился собственный мясоперерабатывающий комбинат «БалтАгрос», построенный вместе с парт-
нерами из Санкт-Петербурга.

Еще одно направление бизнеса связано с ресторанами. Первый ресторан Zötler открылся в 2009 году. Идея возникла у парт-неров во время футбольного чемпионата в Германии: друзья оказались под сильным впечатлением от разнообразной немецкой кухни и качественного пива. Ресторан Zötler стал успешным проектом и существует до сих пор — с оригинальной кухней и пивом, произведенным в Германии.

Чуть позже появился стейк-хаус «Лимузин». Высококачественные стейки привозили из Аргентины, США и Австралии. Опробовали уникальный на тот момент винный формат. Вино поставлялось из итальянской провинции Абруцци. Знаток вина Евгений Ярмолюк лично договорился об эксклюзивных поставках с хозяевами виноградников. «Казалось, что калининградцы будут приходить, есть вкусное мясо и запивать его вином, но этот формат не пошел. Мы задумали ребрендинг, успешно его провели, а буквально через год объявили продуктовое эмбарго. Понятно, что поставки мяса мы в любом случае не смогли бы осуществлять. Вино смогли бы, но культура потребления, которая существует сейчас, на тот момент еще не сложилась», — справедливо оценивает опыт Евгений Тиваненков.

Так возникла идея еще одного пивного ресторана — чешского трактира «У Гашека». Реализовать эту идею было сложнее, чем несколькими годами ранее запустить Zötler: крупнейшие чешские пивные бренды давно имеют производство в России, но качество российского продукта сильно отличается от оригинала. «Поэтому мы решили поставлять пиво из Чехии. Основной принцип наших компаний был и неизменно сохраняется — предлагать калининградцам и их гостям только качественный продукт», — говорит Евгений.

В 2012 году в Славске, на востоке Калининградской области, построено второе мясоперерабатывающее производство — завод «Ювина». В конце 2013 года оба предприятия — «БалтАгрос» и «Ювина» — вышли на проектную мощность, но вскоре для всей мясоперерабатывающей отрасли наступил не самый простой период. Еще до введения продуктового эмбарго в Польше и Литве распространился вирус африканской чумы свиней, — сырья не стало, обороты компании начали падать. «С 2007 по 2011 год был исторический максимум оборота компании, потом он упал в 2,5 раза. Сейчас ситуация выравнивается, — мы остановили падение, но и роста продаж нет по объективным причинам», — комментирует Тиваненков.

В начале 2019 года Евгений Тиваненков возглавил Ассоциацию мясопереработчиков Калининградской области и вошел в аграрный совет при губернаторе Калининградской области. В этом статусе он предложил конкретное решение проблемы несопоставимости условий работы для калининградских и федеральных мясопроизводителей — закупочный факторинг. Таким образом можно поддержать и местных производителей свинины, и одновременно местных производителей мясной продукции. «За плечами непростые годы становления бизнеса, но мы с партнером с оптимизмом смотрим в будущее, строим планы на развитие и повышение эффективности компании и, конечно, мечтаем о новых спортивных победах», — говорит Евгений Тиваненков.
Текст: Антон Хоменко
Фотография: Егора Сачко