ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Аудрюс Каладжинскас
56 лет, «Калининградский деликатес»

Российский рынок стал особенно привлекательным и выгодным, ведь именно деликатесная мясная продукция получила признание у покупателей и оказалась лучше, чем у конкурентов — и по цене, и по качеству
«Калининградец с литовским паспортом», — говорит о себе Аудрюс Каладжинскас, генеральный директор и соучредитель предприятия «Калининградский деликатес». Он приехал из родной Клайпеды в Калининград, чтобы наладить здесь производство мясных консервов и поначалу снимал квартиру в Балтрайоне. Сейчас в Калининграде любимая работа, друзья и близкие, хотя и в Литву Аудрюс ездит часто — навещать родных. Но местом жизни для него стал Калининград.

Бизнеса не значилось в планах Аудрюса Каладжинскаса. В детстве его любимыми занятиями были не школьные уроки, а игры с соседскими мальчишками. Предмет, к которому лежало сердце, — география. «Железный занавес, выехать никуда нельзя. Бывало, стоишь на берегу моря, видишь горизонт, знаешь, что географически там — Швеция, а как она выглядит, как живут там люди? Было так интересно, и так невозможно узнать. Даже мечтать было невозможно», — вспоминает Каладжинскас. После школы он получил специальность инженера по судоремонту: «Хоть как-то ближе к морю».

Развал Советского Союза многое изменил. Будущий глава крупного мясоперерабатывающего производства успел поработать депутатом городского совета и начальником департамента приватизации в Клайпеде. Но во власти Аудрюсу Каладжинскасу не понравилось — платили мало, «а взятки по природе своей брать не могу, поэтому пошел шмотками торговать». Затем начался серьезный бизнес и учеба. «Мы все в коммерции были детьми и воспитаны так, что брезговали заниматься предпринимательством. А когда пришлось, — стало ясно, что бизнесу надо учиться. Вместе с пониманием того, что надо делать, бизнес-процесс начал нравиться», — рассказывает Каладжинскас. К 1995 году он уже руководил собственной компанией, поставлявшей продукты питания в торговые сети. Так и появилась идея мясоперерабатывающей компании:

— Идея простая. Когда в Калининграде появилась особая экономическая зона, появились и таможенные льготы. Мы начали перекидывать консервное производство в Калининградскую область. Но случился дефолт 98‑го года, и этот бизнес фактически был уничтожен, — вспоминает Каладжинскас.

Производство мясных консервов просуществовало до начала 2000‑х. Затем компания перепрофилировалась на колбасы и насытила продукцией внутренний рынок. Российский рынок для поставок «Калининградского деликатеса» стал особенно привлекательным и выгодным, ведь именно деликатесная мясная продукция получила признание у покупателей и оказалась лучше, чем у конкурентов — и по цене, и по качеству. Очередные удары по отрасли нанесли 2008 и 2014 годы, считает Каладжинскас.

Сегодня предприятие, в которое вложено 1,5 млрд рублей инвестиций, можно сравнить с «Феррари» — таковы перспективные мощности оборудования. «Только пока «Феррари» движется задним ходом», — признается руководитель «Калининградского деликатеса». Чтобы загрузить предприятие, не хватает сырья, долгое время доминировала тенденция на сокращение производства мясной продукции, а льгот ОЭЗ, из-за которых компания пришла в Калининград, фактически не осталось. «Однако все начинает потихоньку восстанавливаться», — отмечает Каладжинскас, оценивая свой оптимизм как осторожный.
Текст: Алена Пятраускайте
Фотография: Александра Любина