ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Андрей Романов
48 лет , Группа компаний «Залесское молоко»

Представьте, весь мир разрабатывает единые санитарно-ветеринарные правила и весь мир отказывается от государственных субсидий. В этом случае, я уверен, производителям из России и Калининградской области хватило бы пары лет, чтобы завоевать европейский рынок
Когда пять лет назад в России ввели ограничения на торговлю с европейскими странами, так называемые антисанкции, представители сельскохозяйственного бизнеса ликовали: наконец-то они избавятся от конкурентов из Польши, продающей дешевые овощи, и Литвы, лидирующей по молочным продуктам. Не в унисон радостным голосам неожиданно высказался Андрей Романов, председатель совета директоров акционерного общества «Залесское молоко». Высказался в том смысле, что антисанкции не решают всех проблем, что у любого производителя товаров должны быть конкуренты, а у покупателя — выбор. Другие факторы — снижение платежеспособности, валютные колебания, например, гораздо сильнее влияют на состояние экономики. При этом Романова никак не отнесешь к экономическим радикалам, напротив, он выбирает крайне последовательное, выверенное, финансово просчитанное и реалистическое поведение в бизнесе и на рынке.

Создание агропромышленного комплекса полного цикла — от поля до прилавка — Андрей Романов с партнерами начали в 2003 году, 2010 год является годом основания компании «Залесский фермер», давшей жизнь молочным продуктам под популярным брендом.

— Создание дизайна и запуск бренда — полностью заслуга моего партнера Алексея Мартынца. Считаю, это попадание в десятку. «Залесский фермер» пользуется спросом, потому что имеет высокое и стабильное качество. Мы контролируем производство на всех этапах, начиная от кормов и заканчивая расфасованной продукцией и нахождением на полке магазина. Сбой на любом из этапов может сказаться на качестве конечной продукции, а это недопустимо, — говорит Романов. Из-за коротких сроков реализации, без которых невозможно представить качественные молочные продукты, поставки за пределами Калининградской области идут в основном в Московскую и Ленинградскую области. Они стабильно не превышают 10-12 процентов от общего объема производства.

Но 130 видов молочных продуктов, по словам Романова, — вершина пирамиды. Ключевая компетенция группы — выпуск молока, и только в конце цепочки, которая начинается в поле с пасущимся на нем дойным стадом, получается сырок, покрытый бельгийским шоколадом.

— Объем инвестиций в молокопроизводство намного выше, чем в молокопереработку. В производстве молока больше факторов риска — оно зависит от природы, погоды, людей, находящихся на территории в несколько тысяч гектаров, от техники, которая работает или ломается, логистики. Конечному потребителю не всегда это видно и совсем не интересно. В июле идет заготовка кормов, коровы съедят их в январе, — очень длинный производственный цикл. Цикл же в переработке — несколько часов. Поэтому и цена ошибки в производстве молока значительно выше, чем в его переработке.

Развивая производство молочного сырья, группа строит большой животноводческий комплекс, более чем на 7 000 голов к 2020 году. Вместе с немецкими партнерами строится селекционно-генетический центр, который позволит работать и над генетикой собственного стада, и выходить с предложением молодняка на российский рынок. Все это требует кормов, поэтому развивается и новое кормопроизводство на 2 000 гектарах земель, введенных в оборот в 2018 году. Все новые проекты группы пользуются льготами особой экономической зоны, — и тут Романов опять не стал обижаться в один голос с владельцами «старого» бизнеса, вроде бы обделенного по новой редакции закона об ОЭЗ.

Конечно, поддержка государства группе компаний «Залесское молоко» большая: почти четыре миллиарда рублей инвестиций за счет банковских кредитов по льготной ставке и других инструментов отраслевой господдержки. Достаточно ли этого? «Достаточно, раз мы развиваемся, но недостаточно, если сравнивать с размерами дотаций в других странах», — отвечает Романов. И говорит о своей мечте:

— Представьте, весь мир разрабатывает единые санитарно-ветеринарные правила и весь мир отказывается от государственных субсидий. Каждый регион, каждая страна живет за счет своих природно-климатических, трудовых, интеллектуальных ресурсов, поддерживая открытую конкуренцию. В этом случае, я уверен, производителям из России и Калининградской области хватило бы пары лет, чтобы завоевать европейский рынок. Мечта утопическая, но такой она кажется сегодня.
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Светланы Андрюхиной