ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Андрей Левченко
55 лет, Vagonka Pro

Экономика большого концерта начинается с продажи билетов, эквивалентных цене в сто евро. Вот когда благосостояние жителей Калининграда позволит им покупать такие билеты, тогда можно собирать стадионы со звездами мирового уровня
Андрей Левченко тот нетипичный калининградец, что не берет отпуск летом. Потому что, как в крестьянском, скажем, деле лето кормит целый год — главные ивенты и фестивали, продюсером которых выступает компания Vagonka Pro, происходят летом. Стоит перечислить самые масштабные, чтобы представить, что Левченко совершил в качестве организатора и мейкера массовых культурных событий. Международный джазовый фестиваль «Калининград Сити Джаз»¹⁶⁺ — с момента основания в 2006 году. День города 0+ Левченко проводил десять лет — с 2008 по 2018 год. И тут надо отметить, что пешеходная зона, к которой горожане привыкли, полюбили и считают главным местом праздника — где бы ни происходил фейерверк, — придумана и создавалась при самом непосредственном участии Андрея Левченко. Дни Калининградской области в Каннах в 2008 году — зрелище, растянутое на три дня на набережной Круазетт, с концертами в знаменитом Дворце фестивалей. День молодежи — в 2009 году. Акция «Голосуй танцуй» в 2011 году. Red Rocks Tour в Калининграде в 2012 году. «День колеса»¹⁶⁺ — ежегодно уже семь лет. Российский фестиваль короткометражного кино «Короче»¹⁶⁺ — с 2013 года. Инаугурация губернатора Калининградской области Антона Алиханова в 2017 году. Церемония открытия стадиона «Калининград» в 2018 году. Кинофестиваль «Край света. Запад»16+ в 2019 году — во время церемонии открытия фестиваля губернатор даже приревновал публику за аплодисменты в адрес Vagonka Pro — громче, чем правительству Калининградской области. Перечислено не все, не упомянуто множество концертов и спектаклей, среди них — все калининградские спектакли Евгения Гришковца.

— Всегда благодарен людям, привлекающим меня в качестве организатора, доверяющим воплощение идей, — отмечает Левченко, подчеркивая, что его труд — лишь часть осуществленных проектов, они были бы невозможны без тех, кто «заказывает музыку» — основателей и собственников.

Отпраздновав 40‑летие легендарного клуба «Вагонка», чьим бессменным директором и хозяином был и остается, Левченко закрыл клуб на клюшку, объявив: отныне «Вагонка» — концертная площадка. Означает ли это конец истории? И да, и нет. Никто не молодеет, никто не живет вечно. Кроме, пожалуй, РПЦ, заполучившей в собственность здание ДК вагоностроительного завода, в котором располагается «Вагонка», в 2010 году. Заполучила и отдала в аренду, — к чему Левченко отнесся философски.

Гораздо более скептически он относится к гигантомании, присущей в последнее время культурно-массовым проектам. «Когда Калининград сравнивают с Гамбургом, с другими европейскими городами, я всегда думаю, какое отношение мы имеем к этим городам мира?! Когда мне говорят: концерты, шоу, стадионы, я представляю, как в порту Гданьска стоят круизные лайнеры, и нет свободного места для парковки даже маленькой яхточки. Любые массовые представления имеют экономическое обоснование — это понятно профессионалу. Экономика большого концерта начинается с продажи билетов, эквивалентных цене в сто евро. Вот когда благосостояние жителей Калининграда позволит им покупать такие билеты, тогда можно собирать стадионы со звездами мирового уровня», — говорит Левченко, предлагая соизмерять ресурсы и реальность, желания с возможностями, а мечты не путать с фантазией.

Еще одну нетипичность Андрея Левченко я бы отнесла к казусу. Он сторонится людных мест в то время, когда отдыхает сам, а не организует отдых других. Не поедет на променад в Светлогорске, например, лучше махнет на пустынный берег Куршской косы или доедет до Сопота. Его там никто не знает, и ему не надо играть роль вечного заводилы, разряжать скучную атмосферу и делать праздник из самого рядового вечера, в чем он самый большой мастер в Калининграде.
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Александра Любина