ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Александр Власов
55 лет, Русская медиагруппа «Западная пресса»

Сегодня в медиа нет человека, который может сказать, что пробовать надо, а что не надо. Никто не знает, какие технологии будут востребованы через полгода
«Бизнес циничный, а я — нет», — заявляет Александр Власов. Он приезжает на встречу на велосипеде и в шортах. Его кабинет в который раз волшебным образом переместился внутри здания медиагруппы «Западная пресса». Он угощает пахучим чаем, с детской радостью хватает выложенный на стол диктофон и идет показывать его сотрудникам. Насколько этот антицинизм есть его настоящая личность, а насколько — осознанная игра, не знает, наверное, и сам Власов. Но получается органично.

Расспрашивать Александра Власова об истории его предпринимательского успеха — затея почти гарантированно провальная. Дело вовсе не в том, что он что-то скрывает. Напротив, за минимум времени на слушателя вываливается такой ворох историй, что впору то ли писать книгу, то ли рисовать полотнище в духе Брейгеля Старшего. С десятками, сотнями эпизодов, каждый из которых сам по себе тот еще сюжет.

1996 год. В четырехкомнатной квартире — первый офис почти случайно (предыдущий издатель проштрафился) свалившейся на голову «Комсомольской правды в Калининграде» издатель, жена и партнер Власова Марина Васильева — на восьмом месяце беременности. А редактор прячет водку в бачке унитаза. «Дочь принесли из роддома в эту же квартиру», — с некоторой гордостью констатирует Власов.

1997 год. Переход на «хозрасчет», поиски собственной бумаги (ранее все приезжало из Москвы), горизонтальный рост и появление зачатков будущего холдинга — «Калининградской Антенны» ¹²⁺, бесплатного «Ва-банка» и собственной розничной сети. «Стратегия была простая: печатаем все, что шевелится», — комментирует Власов. Далее и без остановки — по нескольку новых масштабных проектов каждый год. Не только медийных — к примеру, в 2007 году у медиагруппы «Западная пресса» появились собственная типография и логистический центр.

2008 год. Александр Власов отправляется в годовую экспедицию в столицу, приняв предложение (личное, от Олега Дерипаски) возглавить федеральную «Роспечать». «12 тысяч сотрудников, 18 филиалов по России, оборот в полмиллиарда долларов. «Я перевыполнил план по прибыли на 20 процентов», — рассказывает он об этом опыте. «Случился кризис 2008 года, и я понял, что у меня своя корова не кормлена, не доена, — а я чужих пасу». Удар кризиса был драматическим, каждый месяц весны 2009 года доходы падали на 40 процентов к прошлому году. А на плечи давило кредитное бремя. «Тогда пришло понимание, что все созданное — под угрозой, — говорит Власов. — А еще — что стратегия «отдать кредиты» — так себе стратегия».

Каждый новый виток (накладывавшийся на очередной кризис) заставлял менять стратегию: строить собственную инфраструктуру, делать ставку на диджитал, выводить на местный медиарынок новые радиостанции, ориентироваться на социальные сети…

Факторов успеха совладелец «Западной прессы» называет несколько. Один из главных, позволивших сделать локальную медиагруппу одной из самых успешных в России (сам Власов прямо говорит «самую успешную») — многолетнее доказывание губернским властям того, что им нет нужды создавать собственные медиаресурсы. Это затратно и неэффективно, — убеждал калининградских губернаторов Власов. И хотя по этому пути идет большинство руководителей российских регионов, где на медиа тратятся сотни миллионов и даже миллиарды бюджетных рублей, Калининград опять стал исключением. Госфинансирование СМИ здесь, по оценке Власова, в разы, а то и в десятки раз меньше.

Другой фактор — инвестиции в людей. «Мы не уставали учиться сами и учили своих сотрудников, мы ездили на мировые медийные конференции и конгрессы. И мы были и остаемся на пике технологий среди региональных медиахолдингов России, — вспоминает Александр Власов. — Но сегодня в медиа нет человека, который может сказать, что пробовать надо, а что не надо. Никто не знает, какие технологии будут востребованы через полгода».

Формула жизненного успеха «по Власову» — быть живым. Для пояснения он рассказывает очередную историю. «У Арама (или Сергея) обувная мастерская. Его все любят, клиенты заходят, кругом дети, внуки. Он доволен судьбой. И каждый день радуется. У Ашота (или Алексея) десятки обувных фабрик по стране. Он видел и испытал многое — богатство, покушение, кредитную иглу, разные курорты мира и девушек с подиумов. Но ему уже все равно. На все. Просто на все. Он вроде и живой. Но — мертвый. А надо быть живым».
Текст: Алексей Милованов
Фотография: Светланы Андрюхиной