ТОП - 100
БИЗНЕС ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Александр Дацышин
54 года, Группа ФОР

ФОР находится в пятерке ведущих корпораций рыбодобывающей отрасли в россии. Ведет промысел в Атлантическом океане и Баренцевом море, вылавливает за год до 180 тысяч тонн рыбы
Александр Дацышин должен был получить государственную награду в 22 года, но не получил.

Судно прошло экватор, экипаж устроил по этому поводу традиционное веселье. В это время третий механик Александр Дацышин нес вахту. Быстро темнело, океан покрыла зыбь — длинная и довольно противная волна. Вдруг сыграли тревогу: человек за бортом! Спустили катер, но он по ошибке ушел в другом направлении, и когда Дацышин увидел что-то за волной, — сразу прыгнул в воду.

— Это очень страшно, прыгать в бездну — подо мной было несколько километров глубины и почти полное отсутствие видимости на поверхности, да и акулы в том районе не дремлют. Но когда прыгал, ни о чем таком не думал, мы ведь с этим парнем учились вместе, он на судоводителя, я — на механика, вместе в рейс уходили, его мама провожала и почему-то сильно плакала, — рассказывает Дацышин. С судна их, наконец, увидели, захватили прожектором, тут и катер подошел, вытащил. Дацышина потом вызвали и говорят: или тебя к награде за спасение на воде, или весь экипаж за ЧП на борту без премии. Что он выбрал, объяснять не надо. А парень тот спасенный теперь капитаном ходит.

Примерно так же, — потому что флот, рыбаки, родное — вытаскивал Дацышин калининградскую рыбопромысловую отрасль из глубокой западни, в которую она попала в девяностые. Десятки миллионов долларов долга, суда, арестованные в портах по всему свету, рыбаки, требующие зарплату. Разваленная логистика в море и на берегу, отсутствие ремонтной базы, разрушенные сбытовые цепочки. При том, что совсем недавно рыбопромышленный комплекс был основой основ Калининградской области — имел учебные заведения, научную базу, портовую инфраструктуру и тысячи рабочих мест.

Постепенно компания «Запрыба», созданная на базе приватизированного «Тралфлота», выходила из кризиса. При помощи администрации Калининградской области и Леонида Горбенко удалось получить налоговый кредит и отправить суда на промысел. Чтобы рыбаки продолжали работать, Александру Дацышину, возглавлявшему тогда и «Запрыбу», и региональный Союз рыбопромышленников, пришлось истоптать немало ковров в московских кабинетах — надо было получить квоты на вылов и вместе с ними шансы на развитие и компании, и всей рыбной промышленности Калининградской области.

Сегодня в состав группы ФОР входят пять предприятий: «Фор-фишинг», «Рыбфлот-Фор», «Атлантрыбфлот», ЛКТ и «Морская звезда». ФОР находится в пятерке ведущих корпораций рыбодобывающей отрасли в России. Ведет промысел в Атлантическом океане и Баренцевом море, вылавливает за год до 180 тысяч тонн рыбы. Уверенно держит лидерство по скумбрии, сельди, морскому окуню. Флот состоит из 11 крупнотоннажных судов, среди них четыре БАТМ типа «Пулковский меридиан», пять РТМК-С типа «Моонзунд» и два БМРТ типа «Лангуст». Промысел также ведут четыре среднетоннажных траулера.

Александр Дацышин вместе с партнерами и вся команда ФОРа понимали, что без передовых технологий и модернизации флота далеко не уедешь, точнее, не уплывешь, поэтому компания всегда тратила на переоснащение большие средства. Группа ФОР начала строительство трех новых судов, стоимость каждого — около 60 миллионов долларов. В ноябре 2018 года на верфи в Выборге, например, заложен 80‑метровый морозильный траулер по федеральной программе «Квоты под киль».

— Мы работали и создавали передовой бизнес для того, чтобы развивался Калининград и Калининградская область, — в этом видит свою роль Дацышин. Однако бизнес — только часть его деятельности, не менее важной стала благотворительность. Александр Дацышин — основатель и попечитель благотворительного фонда «Милосердие», который оказывает регулярную помощь детям с ортопедическими заболеваниями.
Текст: Любовь Антонова
Фотография: Егора Сачко