"Не забыл, что самое главное? Правильно, улыбка!": как особенные и обычные ребята работали официантами и ходили в музей
Заключительным этапом "Страны других. Дети — 2018" в минувшую субботу стали сразу два мероприятия — благотворительный завтрак в "Пармезане" ("Другой ресторан") и праздник в Музее Мирового океана ("Другой музей").

"Клопс" рассказывает, как это было.
Шеф-повар пожал руку: "Удачи!"
Субботним утром в "Пармезане" уже довольно много посетителей, большинство бронировало столики заранее. Персонала едва ли не вдвое больше, чем обычно. Сегодня обслуживать гостей будут необычные официанты — 14 ребят, из них десять — подростки с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с нарушениями слуха и речи, для которых окружающий мир — бездонная молчаливая бездна.
Аутисты и ребята с другими ментальными расстройствами — такие люди то и дело ловят косые взгляды взгляды окружающих. Но только не здесь. Здесь улыбки, тепло и поддержка со стороны профессионалов из "Пармезана".
"Не забыл, что самое главное? Правильно, улыбка",— напоминает Филиппу Прусову его наставник. 20-летний Филипп работает в паре с 17-летним Иваном Зарудным. Они уже распределили роли: кто общается с клиентами, кто записывает заказ. В начале рабочего дня ребятам показали, как устроено ресторанное закулисье, отвели на кухню, и сам шеф-повар пожал Филиппу руку: "Удачи!".

Филипп — общительный и дружелюбный парень, у него масса увлечений. Он окончил спецшколу и колледж, но постоянную работу найти сложно, хотя самая большая мечта Филиппа — быть полезным людям.




Застенчивому Никите Шепелеву, пареньку из другой пары официантов, 21 год. Как многие люди с синдромом Дауна, Никита также имеет все шансы интегрироваться в обществе — если общество перестанет отталкивать особенных ребят. Никита много путешествует со своей мамой, занимается в центре "Особый ребёнок", где играет в театральной студии. Вместе с Никитой работает 13-летняя Лиза Бугаева — девочка из многодетной семьи, ученица православной гимназии.
Дед Мороз раздаёт гостям конфеты и мандарины в обмен на песенки и стишки. Не сразу узнаешь под бородой и седыми кудрями владельца "Пармезана" Максима Здрадовского. Позже, уже в студии радио "Комсомольская правда — Калининград", он признается, что в это утро испытал множество эмоций: "Ведь это всё не про детей, а про нас, про взрослых. Это то, что заставляет задуматься о смысле жизни, о нашем обществе, об особенных людях. Коллектив накануне очень волновался, не спал, шеф приехал в семь утра готовить завтраки. А когда я уходил, они меня спросили: а можно мы продолжим? Зацепило ребят, и это очень хорошо".


14-летняя дочь Максима Валерия работала вместе с 16-летней Дарьей Хабаровой. "Мы очень подружились. У Даши есть качество, которое встретишь не у каждого ребёнка: она очень добрая и открытая. Мы обслуживали три столика, гости сменялись раза по два. Конечно, мы все немного устали, но это того стоило. Я после завтрака видела откровенно счастливые лица", — рассказала Лера.
"Если у кого-то плохое зрение или слух — можно надеть очки, использовать аппарат. Но если у человека скверный характер — это уже не исправить. В Голландии профессор с аутизмом написал 40 книг, преподаёт в университете. Я вижу летом в Паланге много людей на колясках, у нас я не вижу никого. Они сидят по квартирам всю жизнь. Что-то не то с нами. И эта акция — мой шанс подвигнуть людей задуматься об этом", — считает Максим Здрадовский.

Главный вопрос, который обсуждали в "Пармезане", и особенно мамы юных официантов, — трудоустройство ребят. Готов ли бизнес предоставить им работу, а с другой стороны — готовы ли клиенты к тому, что кофе им принесёт паренёк с аутизмом или девушка со слуховым аппаратом? И ещё одна проблема: обучение персонала работе с особенными посетителями.

Максим Здрадовский не скрывает: он готов принять на работу человека с ограниченными возможностями здоровья (кстати, все ребята в тот день получили зарплату). "Но есть сложности, — признаётся ресторатор, — есть особенности нашего бизнеса и законодательства. А все ли посетители воспримут адекватно особенных людей? Не буду обманывать — не все. Кто-то будет шуметь и ругаться. Но надо менять себя, относиться с пониманием, уважением, терпением, ведь это тоже наши земляки".

Готов ли бизнес к благотворительности или благие намерения откорректировал кризис? "Кризис в этой стране был, есть и будет, это наша привычная среда обитания, — считает Максим Здрадовский. — Но многие бизнесмены помогают постоянно, но тихо, не афишируя этого, я знаю очень многих людей. Наш бизнес чуть другой, он более добрый, более европейский".

Заглянули в "Пармезан" председатель горсовета Андрей Кропоткин и мэр города Алексей Силанов. Завтрак им принесла Наташа Кочева. Её мама Елена организовала фонд помощи детям с нарушениями слуха "Капли звука" — как часто бывает, проблемы собственного ребёнка положили начало общественному движению. Наташа учится в колледже, после мечтает поступить в КГТУ на ветврача или поехать за границу изучать экологию и заниматься охраной редких видов животных.
"Сейчас отмечается Международный день инвалидов, мы с Алексеем Николаевичем были на 20-летии общественной организации "Мария". У них есть театральная студия, и вчера они показывали спектакль. Мы так прониклись, реально круто, до мурашек", — рассказал Кропоткин.

"Здание, которое занимает "Мария", отдано ей безвозмездно, она только оплачивает коммунальные услуги. Мы готовы предоставить помещение при условии, что между общественной организацией и мэрией будет заключено соглашение о совместной работе", — добавил Силанов.

Погрузиться на глубину океана так, чтобы мама не волновалась
В субботу Музей Мирового океана принимает эстафету от "Другого ресторана".

Порядка ста участников — детей с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении родителей, руководителей благотворительных фондов, центров — организованно расходятся на экскурсии.
Журналисты "погружаются" на "Глубину" в сопровождении ведущего методиста, экскурсовода Юлии Железновой. Экскурсия эта — инклюзивная, в ней приняли участие дети с ограниченными возможностями здоровья и обычные дети. Удивительно то, насколько свободно себя чувствуют дети друг с другом. Большинство из них познакомились за несколько минут до начала экскурсии, взялись за руки и сразу же выразили готовность "нырять в океан".

Дети сосредоточены. Это подтвердил тест Юли Железновой на середине пути, когда она попросила тех, кто внимательно её слушает, потереть правой рукой мочку левого уха. Дружно растираем уши…

Благодаря специальным информационным панелям мы погрузились на глубину 11 000 метров, узнали, кто живёт в этой тёмной глубине, изучили "клешни" и прожектора глубоководного обитаемого аппарат "Мир", рассмотрели скелет кашалота, с помощью сенсорной панели сначала "раздели", потом — "одели" кашалота (изучили не только строение скелета, но и мышцы, органы кашалота)… В финале Юлия Железнова предложила детям нарисовать глубину.

— Юля, вы специально учились работе с особенными детьми? — пока дети заняты выбором фломастеров и мелков, общаемся с экскурсоводом.

— Да, проходила специальное обучение, как и многие сотрудники нашего музея, — рассказала Юлия Железнова. — И эта экскурсия не первая, когда я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В Музей Мирового океана довольно часто приходят дети с различными заболеваниями — кто-то с родителями, кто-то в составе групп, и мы стараемся быть готовыми к встрече с каждым из них.

— Во время экскурсии вы часто предлагаете детям потрогать, погладить, пощупать…

— Для участников инклюзивной экскурсии — а сегодня мы работали с детьми с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна, ментальными нарушениями — очень важна не только визуальная, аудиальная, но и тактильная информация. Поэтому старалась включить разные приёмы в нашу прогулку.

— Вы следите за темпом экскурсии?

— Вижу эту группу впервые. Обязательно слежу за реакцией детей, если вижу, что перегружены — делаю остановку. Вы обратили внимание, что у нас была даже небольшая физминутка. Дети хорошо откликаются на такие предложения.

— Сколько длится инклюзивная экскурсия?

— Не более 20 минут, как показывает практика, если больше — дети устают. В завершение предложила детям нарисовать свои впечатления, чтобы сбросили напряжение. Приятно, что дети — особенные и обычные — делают совместные рисунки, помогают друг другу. По моим ощущениям, всё прошло замечательно.
Что говорят участники "Другого музея"

Людмила, мама Даши ДУБОВИК:

"Очень интересно. Если честно, наблюдала больше за Дашей, не всё слышала, что было во время экскурсии. Вижу, что Даша заинтересованно ко всему отнеслась. Музей для нас друг, Даша здесь часто бывает. Рисовать она любит. И даже сейчас, посмотрите, она рисует с удовольствием и старается слушать, что я о ней вам говорю. Видите, как она улыбается?"
Варвара ГОМАН, сопровождала Дарью Дубовик:

" "Папа рассказал об этой экскурсии, попросил меня поучаствовать. Я немножко порасспрашивала его и согласилась. С Дашей мы во время экскурсии держались вместе, сейчас рисуем: я — глубину, Даша — небо, солнце. Во время этой экскурсии узнала о приспособлениях, благодаря которым аппарат "Мир" работает на глубине, интересно было слушать то, как готовят водолазов к погружению".

Сергей ГОМАН, папа Варвары Гоман, директор Центра развития одарённых детей Калининградской области:
"Эмоции от экскурсии, от проекта "Страна других. Дети" — самые яркие, испытываю восхищение и благодарность к организаторам этого проекта, а также ко всем тем, кто откликнулся и поддержал. Считаю, что такие форматы, такое общение делает нас лучше, мир лучше.

К участию в проекте внутренне нужно быть готовым. Когда предложил Варе — стать участницей инклюзивной экскурсии, сопровождать девочку с ограниченными возможностями здоровья — она согласилась, но знаю, что волновалась и переживала. Но я наблюдал за Варей, могу точно сказать, что она получает удовольствие.

Мне приятно, что именно сегодня, в субботу, 1 декабря, в Москву на съёмки викторины "Умники и умницы" улетела группа детей — воспитанников Центра развития одарённых детей. И среди них — девушка с ограниченными возможностями здоровья…"

Ольга, мама Андрея АЛЕКСИЕВИЧА:

"Андрею 16 лет. В прошлом году он окончил обучение в школе-интернате. Сейчас больше находится дома. Он большой помощник в быту: участвует в строительстве дома, мастерски чистит картошку, лепит пельмени, всегда поёт, потому что обожает музыку. Из увлечений — собирает пазлы, сейчас пошёл на рекорд, собирает пазлы из 3000 частей, причём делает это без инструкций, без картинок. Нас, к счастью, приглашают на разные мероприятия, потому что Андрею важно быть в обществе. Вижу, что ему в музее сегодня очень хорошо, он много смеётся, с Макаром прекрасно общаются".

Макар БАТУРИН, сопровождал Андрея Алексиевича:

"Я очень старался понять Андрея, аккуратно спрашивал, что ему интересно. Считаю, что контакт у нас сложился. Знаю, что моя мама за нас переживала. И я переживал, потому что никогда не разговаривал с такими людьми. Всё прошло хорошо!"

Татьяна БАТУРИНА, директор школы №29 Калининграда, мама Макара Батурина:

"Была спокойна за сына, за то, как он проявится. Но и волнение, не скрою, было. У Макара все друзья старше его. А в паре с Андреем Макар выступил в роли наставника, старшего друга… Ценность проекта в том, что такая форма взаимодействия — особенных и здоровых детей — становится привычной, такие проекты поворачивают общество к особенным детям, взрослым. Вот из таких событий и складывается отношение в обществе. На мой взгляд, этот проект больше нужен не особенным, а здоровым людям.
Алевтина, мама Антона ЛЕЛЯВИНА:

"В музее с сыном бываем не часто. Эта экскурсия очень познавательная. Бросилось в глаза то, что дети, они ведь только познакомились, так держались сплочённо, дружно, слушали с интересом. Мне кажется, совсем не устали. Да я, взрослый человек, с большим интересом слушала экскурсовода. Спасибо!"

Нина ПАНИНА, сопровождала Антона Лелявина:

"Для меня эта экскурсия стала очень полезной. Я познакомилась с новыми детьми, с Антоном мы дружно прошли весь этап. В школе я сейчас разрабатываю проект о кашалоте. И всё, что я узнала о кашалоте сегодня в музее, мне пригодится".
Никита ДУМБЛЯУСКАС:

"Больше всего мне запомнились рыбы, акулы, а кашалот — хороший. Я подержал зуб кашалота, он очень большой. И девушки мне очень понравились!"

Дарья ПАВЛОВА и Дарья ЩЕРБАКОВА — подружки, сопровождали Никиту Думбляускаса: "Я без раздумий согласилась участвовать в этом проекте и сопровождать ровесника с ограниченными возможностями здоровья", — призналась Дарья Павлова.

"А я решила Дарью поддержать и хочу сказать, что сама экскурсия была очень интересной, честно говоря, сама давно в музее не была. Не знала, что у китов такие огромные усы!"

Елена, мама Никиты Думбляускаса:

"Замечательная экскурсия! Очень рада, что Никита так активно участвовал, отвечал на вопросы, живо реагировал. Ему очень было интересно".
Улыбаемся и машем!

Один из залов Музея Мирового океана в этот день стал ещё и подиумом. Девять детских организаций — участников проекта "Страна других. Дети" делегировали по два ребёнка в модели. И все 18 мальчишек и девчонок с таким классным настроением — красивые, стильные, лёгкие, ждущие аплодисментов публики — устроили показ детской моды.

"Впервые работала с особенными детьми, — поделилась впечатлениями одна из соорганизаторов показа — стилист Дарья Князева. — Могу сказать, что абсолютно все участники показа — большие трудяги. Всё, что требовалось от них, выполняли с желанием, очень ответственно. Я и всем детям благодарна, и их родителям — за настроение, за ощущение счастья. Все они заслуживают огромного уважения".
Благодарим партнёров
Партнёры очередных этапов проекта "Страна других. Дети": Britannika Project и владелец сети ресторанов Максим Здрадовский, Музей Мирового океана во главе с директором Светланой Сивковой. Подготовка дефиле: макияж — Лариса Молчанова, макияж и причёски — Дарья Жолудь и Елена Линдеманн. Коллекция одежды предоставлена магазином "Стильняшки" в ТЦ "Кловер". Подбор одежды — имидж-дизайнер Дарьяна Князева.
Текст: Анастасия Кондратьева, Надежда Ржевская
Фото: Александр Подгорчук, Виктор Буздин