Журналисты "погружаются" на "Глубину" в сопровождении ведущего методиста, экскурсовода Юлии Железновой. Экскурсия эта — инклюзивная, в ней приняли участие дети с ограниченными возможностями здоровья и обычные дети. Удивительно то, насколько свободно себя чувствуют дети друг с другом. Большинство из них познакомились за несколько минут до начала экскурсии, взялись за руки и сразу же выразили готовность "нырять в океан".
Дети сосредоточены. Это подтвердил тест Юли Железновой на середине пути, когда она попросила тех, кто внимательно её слушает, потереть правой рукой мочку левого уха. Дружно растираем уши…
Благодаря специальным информационным панелям мы погрузились на глубину 11 000 метров, узнали, кто живёт в этой тёмной глубине, изучили "клешни" и прожектора глубоководного обитаемого аппарат "Мир", рассмотрели скелет кашалота, с помощью сенсорной панели сначала "раздели", потом — "одели" кашалота (изучили не только строение скелета, но и мышцы, органы кашалота)… В финале Юлия Железнова предложила детям нарисовать глубину.
— Юля, вы специально учились работе с особенными детьми? — пока дети заняты выбором фломастеров и мелков, общаемся с экскурсоводом.
— Да, проходила специальное обучение, как и многие сотрудники нашего музея, — рассказала Юлия Железнова. — И эта экскурсия не первая, когда я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В Музей Мирового океана довольно часто приходят дети с различными заболеваниями — кто-то с родителями, кто-то в составе групп, и мы стараемся быть готовыми к встрече с каждым из них.
— Во время экскурсии вы часто предлагаете детям потрогать, погладить, пощупать…
— Для участников инклюзивной экскурсии — а сегодня мы работали с детьми с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна, ментальными нарушениями — очень важна не только визуальная, аудиальная, но и тактильная информация. Поэтому старалась включить разные приёмы в нашу прогулку.
— Вы следите за темпом экскурсии?
— Вижу эту группу впервые. Обязательно слежу за реакцией детей, если вижу, что перегружены — делаю остановку. Вы обратили внимание, что у нас была даже небольшая физминутка. Дети хорошо откликаются на такие предложения.
— Сколько длится инклюзивная экскурсия?
— Не более 20 минут, как показывает практика, если больше — дети устают. В завершение предложила детям нарисовать свои впечатления, чтобы сбросили напряжение. Приятно, что дети — особенные и обычные — делают совместные рисунки, помогают друг другу. По моим ощущениям, всё прошло замечательно.