"А у нее ноги кривые!": рассказ о создании театральных костюмов и не только
Клопс.Ru решил узнать, как шьются, носятся и где хранятся эксклюзивные театральные костюмы, а так же какие истории с ними связаны у самих актеров
Премьера спектакля по Мольеру "Мнимый больной", над которой работал столичный режиссер Никита Гриншпун, состоялась 1 октября в Калининградском областном драматическом театре. В работе над постановкой участвовали и еще два москвича ― композитор Павел Акимкин и художник Ксения Шимановская, которая отвечает за оформление сцены и костюмы актеров.

Кстати, именно наряды стали особой гордостью спектакля: они сочетают модные течения 17-18 веков, а так же креативный взгляд на современную трактовку пьесы.


«
"Вот, видите ― можно сразу и закусить, ― актер Анатолий Лукин, исполняющий роль брата главного героя, очень правдоподобно делает вид, что отрывает пластиковую ягоду от грозди винограда, свисающей с его шляпы. ― Бог виноделия ― Бахус, поэтому у меня и шляпа такая. Тот брат больной, а я ― здоровый, значит могу себе позволить выпить".

В коридоре возле гримерки появляется длинноволосая девушка в ярком наряде, своей расцветкой напоминающим костюм Арлекина ― это актриса Мария Савельева, которая исполняет в спектакле сразу несколько второстепенных ролей.

"А вот это ― костюм подушки", ― шутит Лукин, намекая на широкие штаны, незаметно переходящие в рукава и закрепленные для того, чтобы сохранить квадратную форму, мягким каркасом.

"В одном из действий на сцену выходят цыгане. Я одна из них ― уличная артистка. Надеть на меня широкую юбку было бы слишком просто. Костюм мне очень нравится: он удобный и надевается всего за пару секунд. Когда я впервые его увидела, то сразу поняла, что он очень шикарный и необычный".

В сценических нарядах можно танцевать, драться и кувыркаться, не боясь помять или порвать. Однако не во всем костюмы так комфортны: артисту в них очень жарко. Приятность в носке ― последнее о чем думает художник, создавая костюм ― это, в первую очередь, образ героя и один из важных элементов всего внешнего оформления постановки.

"Когда всю жизнь переодеваешься, то начинаешь относится к костюму, как к рабочему материалу. Правда, помню, пару шикарных нарядов, которые так мне шли, что просто не хотелось их снимать ― это были костюм для роли Принца Оранского и форма коменданта Фон Ляша. Когда я надел форму, то понял, что мне даже грим делать не надо ― такое было внутреннее попадание. Когда ты готовишься, к какой-то роли, то понимаешь, какие вещи надо "вытаскивать", то есть, что присущее твоему характеру должно выходить наружу. Костюм очень помогает появится особому чувству и поверить в реальность происходящего", ― говорит Лукин.

Припомнил актер и самый нелепый костюм, который ему пришлось примерить за свою долгую карьеру: еще в новосибирском ТЮЗе Лукин сыграл в сказке избушку на курьих ножках: "Надевал чулки с когтями, саму "бревенчатую коробку" и ходил за Бабой Ягой по сцене. А потом получил за эту роль благодарность".

Так как ткани для костюмов используются зачастую искусственные и не очень приятные к телу, то мужчины надевают их на хлопчатобумажные футболки, у женщин же не всегда есть такая возможность - их наряды более открытые и облегающие.

"Мы идем на встречу актерам и стараемся всегда делать тонкую коттоновую подкладку, чтобы он совсем не упрел в своем наряде", ― говорит об отношении к проблеме швея из пошивочного цеха.

Во время спектакля актриса несколько раз в прямом смысле слова выпрыгивает из своей юбки, поэтому предмет одежды сделан на раскрывающемся каркасе
Так, один из костюмов для "Мнимого больного" ― не просто наряд, а еще и испытание физических возможностей актрисы Марины Юнгас, играющей супругу главного героя Белину. По сценарию, она несколько раз в прямом смысле слова выпрыгивает из своей юбки, поэтому предмет одежды сделан на раскрывающемся каркасе. Так как найти легкий алюминий для каркаса оперативно не удалось, пришлось делать его из толстой металлической проволоки, и теперь юбка весит не меньше пяти килограммов. Причем, так как конструкция должна быть съемной, то актрисе приходится носить свою юбку в руках.

Конечно, ждать полной аутентичности от таких нарядов не стоит: шелковые чулки заменяют капроновые гольфы, дорогую парчу ― портьерная ткань, а атласные туфли ― китайские балетки с пришитыми к ним тюлевыми бантами.

"В этом спектакле все костюмы вообще легко надеваются, а бывает, конечно, и совсем наоборот: шнуровки там всякие... Вот корсеты ― я их терпеть не могу... Мне когда эту юбку шили, то я попросила, чтобы она болталось немного, ― задирает блузку, чтобы было видно тоненькую талию, актриса Мария Авраменко, которая исполняет роль старшей дочери главного героя Анжелики.

Шьется сценический костюм всегда на конкретного актера и по его меркам, но бывает, что наряды передают по наследству, когда актер заканчивает карьеру, умирает.... Никаких суеверий, связанных с этим у театральных деятелей нет - они прекрасно понимают, что таковы их жизнь и работа... Да и вообще особых примет, касающихся нарядов в театральной среде не сложилось. Основное условие - согласие актера играть роль в этом конкретном наряде.

"У меня например очень маленький размер обуви и играть частенько приходится в туфлях гораздо большего размера, что даже больно, ― рассказывает Мария Авраменко. ― А вот в плане костюмов, художник всегда идет навстречу актеру, потому что если ему не нравится наряд, то это очень-очень-очень плохо. Они ищут, чтобы подобрать именно на меня, потому что я себя должна в костюме комфортно и гармонично ощущать".

Моменты, когда приходится себя неловко чувствовать из-за костюма бывали у любого актера или актрисы. У них есть масса приемов, чтобы незаметно для зрителя исправить проявившийся дефект в наряде.

Если что-то сползло или упало, то ни в коем случае нельзя это пытаться поправить украдкой ― зритель все заметит. Наоборот, надо подтянуть или вернуть на место это так, как будто это действие заранее и было задумано.

Даже если сам зритель вдруг обратил внимание на недочет в наряде или на то, что он абсолютно не подходит тому, на кого надет, то актеров это не смущает.

"Вот тебе кажется, что ты звезда, но кто-нибудь обязательно найдет в твоем образе какой-нибудь косяк. Так было, когда играла в "Мастере и Маргарите". В зрительном зале сидела моя подруга. Я, значит, такая вся красивая, выхожу в неглиже и на каблуках, а какой-то подросток в зале говорит (и это слышит моя подруга): "Да, у нее ноги кривые!". Моя приятельница, конечно, не растерялась и ответила: "У всех были бы такие кривые ноги!". С кем не бывает? Кто захочет, тот найдет к чему придраться", ― абсолютно без смущения рассказывает Мария.

«
Актеры уверяют, что абсолютно не важно, в какой последовательности идет их превращение в задуманного героя: сначала можно сделать прическу, а потом надеть наряд, или наоборот.

В гримерном цеху. Простая прическа с косой а-ля Тимошенко делается опытным мастером всего за 10-15 минут. Сверху десятком шпилек цепляются шляпки. Этими же приспособлениями цепляют к сеткам парики.

Для спектакля "Мнимый больной" парики специально заказывали у столичных постижеров. Их изготовили почти на каждого актера, задействованного в постановке, но в итоге некоторых персонажей режиссер решил оставить с натуральными волосами.

"Главное, чтобы парик не двигался, не сползал, а в остальном ― дело привычки. Бывает немного чешется лицо в том месте, где резинка, прилегает к коже, ― говорит Любовь Орлова, актриса, исполняющая роль служанки Туанетты. ― Важно, чтобы парик хорошо на голове держался и не слетал. Однажды, вообще-то, у меня была проблема с париком: у меня он загорелся от софита. Он дымится, а я не замечаю. Мне коллега об этом сказал и рукой потушил зачинавшееся пламя".

Играть на сцене с прической из собственных волос проще и легче, но если использовать парик, то своя шевелюра меньше пострадает от регулярных вредных укладок. Зато гримерам абсолютно все равно: цеплять к голове артиста парик или колдовать над его родными волосами. Причем, они могут превратить почти лысого мужчину в обладателя роскошной прически, но признаются, что практически невозможно обладательницу длинной косы перевоплотить в стриженную наголо.

"А еще очень сложно закрепить каркасную конструкцию на голове актеру, которому предстоит по сценарию танцевать. Надо это закрепить так, чтобы не отвалилось ― и это все тоже надо сделать только при помощи обычных шпилек и лент. А еще иногда надо же менять наряд и прическу актера во время спектакля ― тут мы уже на коротком старте со всем необходимым стоим!", ― рассказывает гример Марина Терещенко.

И если танцующим актерам крепить парик надо "намертво", то поющим приходится прятать под него микрофоны. Коробочка с радиопередающим устройством опускается в кармашек специально сшитого для этих целей пояса.

Интересно, что даже и в случае с париками, актрисы бывают капризны и избирательны. Они могут наотрез отказаться надевать парик, который им не к лицу.

"У меня сначала был другой парик ― сейчас его носит мой "возлюбленный" Клеант, ― делится Мария Авраменко. ― Я его надела и не сразу поняла, что это за страшилище на меня из зеркала смотрит ― просто ужас какой-то! Вот сейчас прическа мне нравится, правда не нравится быть блондинкой".


«
Художника Ксению Шимановскую можно уже смело называть "гуру" в своей профессии - за свою карьеру она создала коллекции костюмов почти к двум сотням спектаклей. Ее позвали поработать над эскизами костюмов к "Мнимому больному" не случайно - спектаклю нужна была особая атмосфера.

"Это комедия и можно здесь, всё, что угодно - отдалась на волю своей фантазии и творила то, что душе угодно. Мне хотелось, чтобы костюмы были странными и смешными", - рассказала о концепции, которой придерживалась в этом случае Ксения.

Работа над эскизами у художницы заняла месяц, а потом еще предстоял долгий труд в команде с калининградскими швеями и мастерами по бутафории.

"Всегда контролирую процесс создания костюмов, потому что каждая выточка для меня важна. В этой коллекции, я помню каждую пуговку! Здесь мне все костюмы милы. Легче всего было придумать наряды "клестироносцев" - как-то сразу нарисовались в голове", - говорит художница
Все материалы и аксессуары для нарядов Ксения отыскала сама в калининградских магазинах. Она уверяет, что создание костюмов мужских и женских, с точки зрения сложности, абсолютно одинаково. Зато, если бюджет довольно скромен, то трудиться художнику приходится с удвоенной силой.

"Из половой тряпки можно сделать костюм. Даже наряд императрицы можно сшить из самых дешевых тканей. Чем больше препятствий, тем больше фантазии. И абсолютно неважно, комедия это или трагедия - развернуться можно везде! Надо только себе это разрешить", - заключила художница.

Художница ставила перед собой задачу сделать костюмы "странными и смешными"

«
В пошивочном цеху несмотря на тишину и кажущееся размеренное течение жизни работа идет полным ходом. Официально рабочий день у швей из драмтеатра с девяти утра до пяти вечера, но они уверяют, что частенько им приходится работать и по 12 часов в сутки.

Из всех нарядов, которые пришлось сшить к постановке мольеровской пьесы, самым сложным, как признаются сотрудники пошивочного цеха, было соорудить костюм медведя.

"У нас никогда не стоит вопрос о том, сколько занимает времени пошив того или иного костюма. Бывает и за день сложный наряд надо сделать. Вот, например, вчера, мы за день сорок метров ткани перелопатили - шили белые халата для музыкантов и других участников постановки "Мнимый больной". В последний момент нам сказали, какие и сколько их будет. Режиссер изначально предполагал, что музыканты будут, но не знал сколько. А ведь в итоге, может и вообще от идеи отказаться", - говорит начальник пошивочного цеха Наталья Дудкина.

Мерки с актеров снимаются не очень часто, поэтому наряды шьются всегда немного с запасом. Этот аспект так же очень актуален, когда костюм приходится подгонять под фигуру, например, пришедшего на замену предыдущему актеру, игравшему эту роль, или когда артист немного поправился.

"Актеры никогда не признаются, что костюм стал на них плохо сидеть из-за того, что он позволил себе расслабиться ― они всегда уверяют, что наряд просто сел во время стирки. Придут после отпуска, а костюм на них не лезет! " ― смеется Наталья.

На вопрос о том, бывает ли, что художник требует сшить определенный костюм из ткани, которая совершенно для этого не годится, швеи в один голос отвечают:

"Постоянно. Берем и делаем! Ну, конечно, мы сначала говорим: "Что же вы над нами издеваетесь?", а потом начинаем что-то придумывать! Правда помню, однажды все-таки наотрез отказали мы художнице, которая захотела из полосатых носков сшить жилетку для Карлсона".
Конечно проще, когда художник постоянно сам работает вместе со швеями, но бывает и так, что он просто присылает эскизы.

"Иногда даже и ткань самим приходится покупать, а для этого надо понимать чего хочет режиссер ― настроение и характер ведь через цвет передаются... В общем там много фишек и работать все должны слаженно", ― отмечает Наталья.

Все четыре швеи, трудящиеся в этом цеху, работают здесь уже много. Зарплата у них маленькая. Однако шить повседневную одежду театральным швеям уже неинтересно. Себе одежду "от кутюр" не шьют, а вот артистам бывает. Еще регулярно сотрудницы цеха идут на встречу актерам и исправляют при помощи некоторых хитростей недостатки их фигуры.

"Мы все их мерки знаем и у нас на них целый компромат! Увеличиваем им грудь мы ― у них на это денег нет. А то бывает прибегут и с криками "Вы хотите, чтобы актриса была не красивой?", требуют сценический костюм переделать", ― рассказывает швея.
Сотрудники пошивочного цеха уверяют, что их работа ошибочно считается спокойной, не пыльной, сидячей...

"Иногда даже художники не хотят к нам лишний раз заходить с очередными пожеланиями режиссера, потому что понимают, как нам тяжело приходится, и что мы уже очень устали морально и физически. И затишья в нашей работе нет - отдыхают театральные швеи только в отпуске!"

«
Как только костюм готов, за его хранение, эксплуатацию, а также чистку отвечает костюмер. Именно эти люди должны быть в двух местах одновременно: за сценой, чтобы успеть переодеть или поправить деталь костюма на актере, и в костюмерном цеху, где отыскивается то, что загадочным образом теряется прямо перед спектаклем или то, о чем вспоминается только перед самим действом.

"Художник сказала, что там должны быть бантики вот такие", ― актриса, играющая младшую дочь мнимого больного Луизон, впопыхах забегает в костюмерный цех и снимает с ног туфли.

Костюмер начинает звонить коллеге, чтобы выяснить, почему банты не прикреплены к балеткам.

В Костюмерном цеху несколько помещений: комната для хранения обуви, пара комнат для костюмов к спектаклям, которые "в работе", и склад, где хранятся наряды старых постановок.

Пуанты, кирзовые сапоги, кеды, кроссовки, старомодные ботинки и туфли на шпильках ― все рассортировано по отдельным полкам. На некоторых отсеках написаны фамилии актеров.
На вешалках в соседней комнате на длинных открытых вешалках, напоминающих магазинные, в два яруса висят костюмы мушкетеров, балетные пачки, средневековые платья, кафтан Деда Мороза, шинели и кружевные сорочки... Рядом на столах загадочные головные уборы в виде цветков или шляп ведьм... Вся одежда систематизирована в порядке, ведомом только опытным костюмерам.

"Система вот здесь", ― начальник цеха Ольга дотрагивается пальцем до своей головы.