"Проверка выявила вопиющие факты бездушно-бюрократического отношения к запросам трудящихся со стороны хозяйственных и партийных руководителей предприятий", — говорится в этих документах. Дальше идёт длинный список ужасов, которые проверяющие нашли в столовых: "В суп добавляется сырая вода, каша подаётся или пригорелая, или недоваренная", "на 400 человек столующихся есть только 100 посадочных мест", "в столовой нет вилок, кружек, ложек, чашек и другой посуды", "пренебрегают вкусовыми качествами питания, работники столовых плохо очищают картофель и овощи, от рыбы не отделяются плавники", "нет ни одного стула, кушают стоя, половина окон не остеклена, входная дверь выбита", "грязная вода прямо с потолка капает в котёл"… В конце когда-то секретной справки проверяющие делают грозный вывод: "Приготовление доброкачественной пищи, в особенности из овощей и картофеля, для многих столовых является трудным и сложным делом в силу низкой квалификации поваров. Трудящиеся справедливо возмущены качеством пищи".
Для того чтобы справедливое возмущение трудящихся качеством пищи не привело к каким-то более серьёзным последствиям, при столовых были созданы общественные кулинарные советы. В эти советы входили "пользующиеся авторитетом трудящиеся, коммунисты", которые должны были "осуществлять контроль за деятельностью столовых", а также "совместно с сотрудниками столовых разрабатывать рецепты новых блюд". Ибо, как говорится в документе, "хорошо поставленное общественное питание позволяет рабочему, служащему, учащемуся экономить время и разнообразить пищу".
Кулинарные советы оказались удивительно живучими. Они дожили до перестройки.
В шестидесятые они существовали при каждом кафе, столовой и ресторане в Калининградской области. Эти кулинарные советы замыкались на районные кулинарные советы, районные — на областной. Постепенно они трансформировались, и их стали формировать по профессиональному признаку. Как сказано в одной из обкомовских справок, в составе кулинарных советов состояли "квалифицированные повара, заведующие столовых (так в тексте — Прим. авт.), завпроизводством, бухгалтеры общепита, официантки". Советы решали разные задачи. Например, повышения "уровня качества вежливого обслуживания". Для этого по инициативе официантов ресторана "Нептун", располагавшегося в жилом доме на улице Житомирской, при заведениях создавали специальные "школы гостеприимства".