9:0 в нашу пользу
Заслуженному артисту России, калининградскому дирижёру Эдуарду Гантовскому исполняется 90 лет. О буханке в раструбе геликона, морской пехоте и роли ботинок в творчестве Эдуард Викторович рассказал "Клопс".
Заслуженному артисту России, калининградскому дирижёру Эдуарду Гантовскому исполняется 90 лет. О буханке в раструбе геликона, морской пехоте и роли ботинок в творчестве Эдуард Викторович рассказал "Клопс".
9:0 в нашу пользу
Мальчик со скрипкой
Я родился 3 ноября 1929 года в городе Ишим Тюменской области. Отец был экономистом и музыкантом по образованию. Играл на трубе. Мама — домохозяйка.

Мы уехали на Украину, в Кременчуг. Там меня отдали учиться играть на скрипке. Это жутко угнетало. Иду со своей скрипкой по улице, а мне мальчишки орут: "О! Девчонка!" Скрипка не вписывалась в их понятие мужественности ну никак. Не мальчиковое это занятие — играть на скрипке.

Кроме уличных мальчишек были ещё соседи. Им я тоже не нравился. Но этих-то понять можно было: представьте себе, что соседский мальчик весь день пиликает на скрипке. До нормального звука мальчику ещё далеко, он только учится. Но мальчик старается…

Полное видео можно посмотреть по ссылке

Отец был офицером Красной армии. Его перевели в Крым. Мы переехали в Симферополь, где нас и застала война. Город бомбили в первые часы, я очень смутно это помню. Нас эвакуировали, отец остался в Крыму. Он организовывал отправку раненых.

Эдуард Гантовский с отцом. Фото: личный архив Э. Гантовского.

Вместе с ними отец должен был уйти на теплоходе "Армения". Он опоздал, "Армения" ушла без него. В море её потопила немецкая авиация. Поскольку эвакуация проходила в спешке, списки раненых составлялись не всегда и до сих пор неизвестно, сколько погибло на "Армении". В "Википедии" пишут, что от 4 500 человек.
Верю ли я в судьбу? Наверное, да. Но высшие силы дают только направление и вдохновение. Всё остальное зависит от человека.
Правила жизни Эдуарда Гантовского
Кавалерист и его Клеопатра
В Ростове я поступил в школу военно-музыкантских воспитанников. Успел даже сыном полка послужить. Мне было 14 лет. Старшина научил меня курить. Тогда курили махорку, сворачивали из газет так называемые "козьи ножки". Старшина их делать не умел, а я быстро научился. Как-то он протянул мне "козью ножку": "На, попробуй". Я попробовал. И бросил курить только три года назад.

Полное видео можно посмотреть по ссылке

Я хорошо помню 9 мая 1945 года. К этому дню мы готовились — разучили марш "Триумф победителей". Именно этот марш наш оркестр будет исполнять 3 ноября на моём концерте.

Я служил в кавалерийском полку, в трубном взводе. Сокращённо — трубвзвод. Играл на трубе. Один из наших командиров был человеком простым. После войны людей не хватало, и командир эскадрона без высшего образования — норма. Почему-то этот командир нас называл "трупный взвод", сокращённо — трупвзвод.

Одна из главных проблем для музыканта–кавалериста — это приучить свою лошадь не бояться громкой музыки. Чтобы не шарахалась и не спотыкалась. И тут у каждого свои методы. Помню, как это делал наш басист. Он играл на геликоне. На всякий случай: геликон — это такая большая туба. Так вот, музыкант, играющий на геликоне, клал в раструб инструмента буханку хлеба и так ходил перед лошадью. Лошадь хлеб чует, тянется к нему — музыкант тихонечко выдаёт пару нот. Лошадь шарахается, но потом снова тянется к хлебу. Тогда музыкант играет уже что-нибудь громче. И так пока лошадь не привыкнет.

В войсках. Фото: личный архив Э. Гантовского

За лошадьми надо было ухаживать, каждый день в шесть идти на конюшню, кормить, поить, мыть, расчёсывать. И делать это должен только ты.

У меня была белая кобыла Клеопатра. Всё хорошо, но иногда она спотыкалась. Показал её ветеринарам — оказалась, что моя Клеопатра слепа на один глаз. Лошадь списали в обоз. Я даже навещать её ходил на новом месте службы.
Дирижёр — это не просто профессия, а образ жизни. С этим встаёшь, ложишься, не всегда крепко спишь, но всегда с мыслями о том, как сделать ещё лучше.
Правила жизни Эдуарда Гантовского
Играли как умели
Из Ростова меня направили в Москву, в школу военно-музыкантских воспитанников в Серебряном бору. Оттуда — в институт военных дирижёров. Я учился хорошо, получал Сталинскую стипендию. Это была очень хорошая стипендия, её давали только за успехи в учёбе. Институт я заканчивал с отличием.

Полное видео можно посмотреть по ссылке

Меня отправили в Белорусский военный округ. Часть располагалась в глухой белорусской деревне, к ней железную дорогу проложили, только чтобы ракеты подвозить. Меня назначили дирижёром оркестра. В оркестре — три человека. Начинаю знакомиться с личным составом вверенного подразделения. Один часовым мастером был на гражданке, играет на баритоне. Второй — сапожник, третий — барабанщик. Когда было нужно, в оркестр брали водителей машин для подвоза ракет. Они играли как умели…

"Они играли как умели". Фото: личный архив Эдуарда Гантовского

На новом месте я развернулся. Даже организовал художественную самодеятельность. У меня был самодеятельный народный оркестр и женский хор. В нём пели жёны офицеров, за что у меня с их мужьями и вышел разговор. Лейтенанты попросили меня исполнение песен с их жёнами прекратить. Их это не устраивало…

А вскоре меня перевели за тридцать километров, в танковую дивизию в посёлке Осиповичи. Штатный оркестр — тридцать человек. Мы там и на танцах играли. Исполняли фокстрот, вальс, танго. И на эти танцы ходила молодая девушка, сестра офицера–танкиста. Он у меня в художественной самодеятельности потом танцевал. Мне эта девушка очень нравилась, я ей даже танго посвятил. С тех пор мы с моей супругой вместе.

С женой Валентиной Степановной. Фото: личный архив Эдуарда Гантовского

С высоты прожитых лет я понимаю: жена была той музой, которая вдохновляет на преданность музыке.
Правила жизни Эдуарда Гантовского
"Ну что там этот Беня Гудман!"
А потом меня снова перевели. На сей раз в Бобруйск. Встретили меня в части очень странно. Приезжаю и вижу перед зданием оркестра большую и ухоженную спортплощадку с полосой препятствий. Даже гимнастический конь стоит. А у меня в институте самый больной вопрос был с физподготовкой. Не моя это тема. А здесь — конь! Думаю: надо же, вот попал. Спрашиваю у старшины оркестра: "А что это у вас за площадка такая большая?" А он отвечает: "Ну как же?! К нам Гантовский приезжает, а он известный спортсмен. Вот мы к его приезду и сделали спортплощадку".

Бобруйск — большой город, в нём проживало немало больших еврейских семей. Вот они-то и снабжали мой оркестр талантливыми музыкантами. От родителей призывников я частенько слышал что-то вроде этого: "Ну что там этот Беня Гудман, вы вот возьмите моего мальчика!"

Хор. Фото: личный архив Эдуарда Гантовского

Меня окружили трогательной заботой. Как-то прихожу со службы, а возле дома стоит дамский велосипед. Спрашиваю у супруги: откуда? Оказывается, оркестр скинулся и купил мне. Спрашиваю старшину: что за дела? Отвечает: "Живёте вы от части неблизко, вот мы и решили…" Спрашиваю: а почему дамский?! Старшина отвечает: "А зачем вам лишний раз ногу поднимать?" Пришлось из уважения к коллективу ездить на дамском.
Без оркестра кто я? Я никто.
Правила жизни Эдуарда Гантовского
Без оркестра кто я?
Я никто.
Правила жизни Эдуарда Гантовского
Офицерские жёны
В 1963 году наш полк из Белоруссии перевели в Балтийск. Зачем? Мы не знали. Нас погрузили в теплушки и привезли в Калининградскую область. Разместили в бараке на берегу моря. А ещё нам выдали новую форму — чёрную морскую, короткие сапоги, береты. Мы стали морской пехотой. Её тогда только-только создавали. Идём по городу в этой новой форме и слышим, как горожане между собой разговаривают: "Как они хорошо по-русски говорят, эти иностранцы…"

Как-то утром мы выходим в умывальник и видим… молодую женщину. Она в гимнастёрке, но формы то выдают! Оказалась, это жена одного лейтенанта. Она тайком пробралась к нему в теплушку и вместе с ним уехала в закрытый тогда город… Лейтенанта вызвали к начальству, отругали и выделили какую-то комнату.

Дирижирует Эдуард Гантовский. Фото: личный архив

А потом моя жена решила устроить мне сюрприз. С грудными детьми–двойняшками, никого не предупредив, приехала в Балтийск. В милиции начальник отдела начал объяснять, что без приглашения в город нельзя, надо в милиции разрешение заранее оформлять, и всё такое. Супруга не растерялась. Положила на стол начальнику детей и сказала: "Я пока другое начальство поищу, а вы за этими двумя присмотрите". Хлопнула дверью и ушла. Догнали, вернули, успокоили, позвонили, пустили. Нам выделили каморку в том же бараке. В каморке поставили две железные кровати. Там мы и жили первое время.
У дирижёра не голова должна быть в партитуре, а партитура в голове.
Правила жизни Эдуарда Гантовского
Туфли для дирижёра
Я прослужил тридцать лет. В восьмидесятом ушёл на пенсию. В девяностом по инициативе заслуженного артиста РФ Станислава Штатного создали концертный духовой оркестр, куда меня и пригласили художественным руководителем и главным дирижёром. У нас очень хороший состав. Много оркестрантов с высшим образованием.

Каждый раз оркестр играет по-разному. Одно и то же произведение, одну и ту же аранжировку — хорошо, но по-разному. Другими словами, зритель каждый раз слушает уникальный концерт, который больше так не прозвучит никогда. Духовик играет своим дыханием. На это влияет настроение, погода и ещё много чего.

Для меня, например, очень важно, в каких туфлях я дирижирую. Есть мои любимые. Они многое видели. Жена говорит: купи уже себе новые, лакированные. Но мне в старых хорошо. Хотя на концерте буду в новых. Лакированных…

Полное видео можно посмотреть по ссылке

Я бы всё повторил без всяких сомнений.
Правила жизни Эдуарда Гантовского
Поделиться в социальных сетях
Александр Адерихин
Александр Скачко
Александр Подгорчук
Мария Мордовская, Виктор Буздин

Текст:
Дизайн и верстка
Фото:
Видео:

Концерт «‎9:0 в нашу пользу»
Close