Сильное место
Будущее, настоящее и прошлое
ДК Тарного комбината
Дом культуры Тарного комбината (а в народе просто "Бондарка", или "Бочка") когда-то был знаменит на весь Калининград.

Через здешние кружки прошли несколько поколений горожан, именно тут появился первый в регионе рок-клуб, а на танцевальных вечерах познакомилась не одна семейная пара.

Сейчас в здание, стоявшее под замком больше десяти лет, снова планируют вдохнуть жизнь. В сентябре здесь откроется современное арт-пространство "ДК-39".

Клопс.Ru решил вспомнить историю этого легендарного места.
"Запах того времени"
Массивная входная дверь в четырёхэтажное здание по адресу Октябрьская, 76, то и дело со скрежетом открывается, чтобы впустить очередных посетителей. Внутри пахнет бумагой, лакированным деревом и пылью. Появляющихся в холле встречают улыбчивые молодые люди — кураторы проекта "ДК-39", которые сейчас хозяйничают в помещениях. Бывший Дом культуры принадлежит группе компаний, название которой держат в секрете. Неизвестные бизнесмены и будут инвестировать основную часть денег в проект по возрождению "культурной Мекки Московского района", как окрестил Дом культуры его бывший директор Виктор Гофман.
Всегда жалко было, что такое красивое здание, с залом, где такая хорошая акустика, просто пропадает. Боялись, что оно со временем, как и многие другие дома в Калининграде, просто разрушится,
Светлана Маринова — учитель школы №12, которая когда-то проводила выпускные линейки в ДК.
Увидев, что в здании кипит какая-то работа, прохожие стали всё чаще заглядывать внутрь и проситься погулять по ДК. Поэтому на несколько дней, перед закрытием на ремонт, здание открыли для посетителей.
Горожане повалили толпами — такого ажиотажа кураторы не ожидали.

"В первый же день к нам пришло триста человек! И это в будни, а в субботу, думаю, будет ещё больше. Идут как молодые люди, которые тут никогда не были, так и семейные пары в возрасте, у которых много воспоминаний связано с этим местом. Люди приходят — играют, поют, обнимаются, плачут... Ведь у многих тут прошла большая часть жизни! Все твердят: "Наконец-то это здание вновь задышало", — говорит куратор "ДК-39" Анастасия Калининина.


Со второго этажа доносится музыка — кто-то из посетителей снова сел за пианино, которых в ДК всего девять — и все в рабочем состоянии. Когда же звуки фортепиано умолкают, по лестничным пролётам разносятся аккорды хитов конца 80-х, которые для создания атмосферы включают сами кураторы.
За этим ДК мы наблюдали всю свою сознательную жизнь, даже когда он уже был закрыт. Поэтому пару недель назад, когда мы увидели открывшуюся дверь, то у нас аж дух захватило. Тут как раз рабочие что-то делали, и мы уговорили пустить нас в холл. Мы поразились тому, что ничего не изменилось — даже запах того времени там остался,
калининградка Татьяна Белецкая, которая вместе с супругом пришла прогуляться по ДК.
Кино и немцы
Как следует из документов государственного областного архива, построили данное здание в 1928 году. Архитектор неизвестен, но изначально возводил он своё творение как обычный жилой дом. Свидетельств тому, что здание меняло предназначение, в архиве нет.

Как уверяют бывшие сотрудники ДК, накануне Второй мировой войны здание переквалифицировали в казино с рестораном. Об этом рассказывали немцы, приезжавшие в 50-х на родину. В пользу данной версии свидетельствует наличие в строении грузового лифта, на котором, по легенде, поднимали в зал блюда, приготовленные в кухне на цокольном этаже.

По данным калининградского краеведа Ивана Скобея, уже после того, как дом побыл игорным заведением, его превратили в кинотеатр района Хаберберг Кёнигсберга.
Здание будущего ДК Тарного комбината. Довоенное время.
Окна моей квартиры выходили во двор будущего Дома культуры. Дом, как я помню, был разрушен наполовину. Часть входа, которая со стороны улицы Октябрьской, существовала, а вот со стороны двора стены не было. Виднелся только балкон, который выходит в зрительный зал. И вот только во второй половине 50-х годов здание стали восстанавливать,
вспоминает калининградец Николай Бурыкин, который ребенком занимался в кружках ДК Тарного комбината.
Здание будущего ДК Тарного комбината. Довоенное время. Вид сверху.
Так или иначе, доподлинно известно, что при советской власти к дому сделали пристройку у главного входа и 21 мая 1959 года ввели в эксплуатацию Дом культуры Бондарно-тарного завода (позже — ДК Тарного комбината).

"В архиве не сохранилось ни одной газетной заметки о данном событии, поэтому можно предположить, что особых торжественных мероприятий не проводили", — рассуждает заведующая отделом научной информации и публикации документов облархива Варвара Егорова.

Кстати, изначально предполагалось, что заниматься в кружках будут всего несколько сотен детей — в документах, сохранившихся в облархиве, говорится, что здание ДК рассчитано на 350 мест. Однако, по словам кураторов, в одно время численность воспитанников различных творческих коллективов, базирующихся в ДК Тарного комбината, достигла трёх тысяч.
Николай Бурыкин (участвовал в первом в регионе кукольном театре, организованном на базе ДК Тарного комбината)
"Когда мне было 12 лет, то мы с другом шли из кинотеатра через парк. Нам повстречалась женщина с двумя мешками. Она попросила нас ей помочь их донести в клуб. Этой женщиной была Людмила Николаевна — руководитель кружка "Кукольный театр" в ДК Тарного комбината, которая только что с мужем переехала из Берлина и набирала труппу. Вот она нас и пригласила к себе в кружок. Это и был первый кукольный театр в Калининградской области, а в парке Калинина уже позже появился.

Самый первый спектакль мы дали в детсаду на улице Дзержинского (детсад, по-моему, там до сих пор есть) в 1963 году. Это была пятиминутная постановка "Репки".

Потом мы с гастролями проехались по всем учебным заведениям Калининграда, а далее и по многим в области.

Нас пригласили с выступлением в Москву. Мы подготовили для столичных зрителей постановку "Незнайка-путешественник", но поездка так и не состоялась. Супруга Людмилы Николаевны, который был военным, перевели в другой город. Нового руководителя для кружка найти не удалось, и он в итоге закрылся".
"Ситцевая комната" и витражный Ленин
По этим часам несколько поколений калининградцев смотрели, когда закончится занятие в кружке или начнётся киносеанс
Сейчас здание представляет собой шесть этажей, включая цокольные и подвальные помещения, общей площадью чуть более 1700 квадратных метров.

На первом этаже у главного входа были кассы, подсобка, комната сторожа. Пол в холле уложен гранитной плиткой, а стены отделаны каменными панелями. Под потолком — огромные деревянные люстры. Здесь же когда-то стояли напольные часы, которые до сих пор хранятся в здании.
Сразу из вестибюля мы попадаем на лестницу, в нише под которой синеет стенное панно на морскую тематику. Арт-объект заключили в клетку из кованых решёток. Оказалось, что в этой нише под лестницей когда-то стояли аквариумы с живыми рыбками и ограда нужна была для того, чтобы дети их не перекармливали.

В 1978 году здание ДК на целый год закрывалось на серьёзный ремонт. Тогда за создание интерьера отвечал специально приглашённый из Ленинграда художник Ной Златин. Он же занимался созданием внутреннего убранства помещений загса.

Именно Златин создал "ситцевую комнату". Это кабинет прикладного искусства на первом этаже, стены которого отделаны матерчатыми панно, а окна украшены резными деревянными ставнями.

Кто автор "визитной карточки" ДК — витража с изображением Ленина — информация так и не сохранилась. Зато сама мозаика из стекла на месте и даже не требует особой реставрации.
"Зеркальный зал" — просторный кабинет на первом этаже, где до сих пор ещё лежит паркет, затёртый тысячами ног воспитанников, занимавшихся в танцевальных кружках. Один из самых известных — "Радуга". Его бывшие участники целой группой в 27 человек пришли в здание, чтобы спустя столько лет подняться на знакомую сцену.
"Когда деревья были большими, сцены огромными и лестницы широкими... Ещё тогда, в прошлом столетии, я, в беленьких гольфиках, занималась в знаменитом танцевальном ансамбле "Радуга" под руководством Алексея Клементьевича Петрина. Моя мама и её подруга были солистками хора прошлого столетия. Я взяла маму и её подругу и привезла туда, где прошла их юность и большая часть жизни", — написала в соцсети Яна Портунова и прикрепила видеозапись, сделанную во время визита в бывший ДК.
Между зеркальным залом и лестницей, помимо "ситцевой комнаты" и библиотеки, есть ещё одно небольшое помещение, пол в котором устлан поблёкшим ковром. В своё время комната успела послужить классом для занятий по вокалу и кабинетом директора.
Виктор Гофман (руководил ДК Тарного комбината с 1980 по 1993)
"Я в те далёкие годы подрабатывал на комбинате школьного питания и на его базе создал небольшой вокально-инструментальный коллектив, который начал выигрывать в различных конкурсах. Мы засветились по телевидению. Руководитель Бондарно-тарного завода увидел меня по телевизору и пригласил к себе директором ДК, который тогда только-только отреставрировали.

Я пришёл в ДК, как в храм. Там была чистота и красота! Мы потихоньку там настолько творческие коллективы развили, что вошли в десятку лучших учреждений рыбной промышленности. Четыре поколения в некоторых семьях через кружки ДК прошли.

Наш ДК считался 15-м цехом завода, и директор не скупился на финансирование. Учреждение могло себе позволить приобретать самые передовые вещи, поэтому оснащён ДК был, как хорошая филармония. У нас аппаратуры было киловатт на пять. Мы даже озвучивали городские праздники.

Потом у меня появился другой проект — "Русско-немецкий дом", и я вынужден был уйти с поста директора ДК. После меня сменилось несколько директоров, но вся творческая деятельность постепенно умирала пропорционально снижению финансирования. Закрылся Дом культуры, насколько я помню, в 2002 году".

На втором этаже в ДК имеется банкетный зал — тут устраивали корпоративы, танцевальные вечера. Это именно то знаменитое помещение, где к потолку подвешены декоративные бочки, символизирующие продукцию комбината.

Во время банкетов в "зале с бочками" ставили посередине огромный стол. На танцы же, которыми неминуемо заканчивались все концерты и торжественные мероприятия, в этот небольшой зал людей набивалось столько, что танцевать они могли только плечами.

"Танцевали под живую музыку. Сцены, которую можно увидеть сейчас, не было — её уже где-то в 80–90-х построили. В левом углу стояли небольшие подмостки, где размещались музыканты. Играли в основном что-то модное по тем временам — "Битлз", например", — рассказывает калининградец Олег Белецкий.

Чтобы молодёжь не бежала на улицу в поисках выпивки, в перерывах между выступлениями музыкантов в концертном зале показывали новинки советской мультипликации.
После перестройки рухнула эта империя Тарного комбината. Он не прекратил своё существование — там просто всё стало по-другому. Развалился рыболовецкий флот, и тара (вот те самые бочки) стала не нужна,
калининградец Олег Белецкий, который пришел посмотреть на возрождаемый ДК Тарного комбината.
В ДК Тарного комбината в 1970 году я познакомился со своей будущей женой. В то время на танцах выступал очень классный саксофонист, поэтому приезжали в клуб со всей области. Я же пришёл в увольнительную из армии и как ветеран клуба смог попасть туда бесплатно. С супругой, которая на момент знакомства была ещё школьницей, мы уже отметили 45-летие совместной жизни. Есть дети и внуки.
Кстати, мой сослуживец, который вместе со мной туда на танцы ходил, в итоге женился на руководителе танцевального коллектива из ДК Тарного комбината. Вообще, благодаря этим танцам очень много семей в Калининграде сложилось,
калининградец Николай Бурыкин.
Периодически этот же "зал с бочками" превращался в призывной пункт, а во время выборов тут организовывали место для голосования.

В 1990 году в этом зале стали проводить ставшие потом известными на весь город дискотеки "Кому за".
Я, честно говоря, сначала как-то морально сопротивлялся идее открыть тут клуб знакомств, хотя в Питере уже видел такие. Но люди меня убедили, такая дискотека нужна. Мы даже не стали, как другие, уточнять возраст: за 30 или за 40. У нас было просто "Кому за". В итоге очень здорово проходили эти мероприятия,
Виктор Гофман, который руководил ДК Тарного комбината больше десяти лет.
Я с 1959 года помню этот ДК. Я здесь практически выросла. Отец тут работал художником-оформителем, а мама — библиотекарь. Меня мама забирала из садика, и мы шли к отцу сюда. Его мастерская была как раз вон за тем балкончиком, который выходит в банкетный зал. Папа тогда учился играть на аккордеоне — он играл, а я четырёхлетняя танцевала,
калининградка Татьяна Белецкая.
Занавес от тёти Шурочки
Есть в ДК большой концертный зал с балконами, партером и сценой, задником к которой служит стена соседнего жилого дома. Здесь проходили концерты, школьные линейки, а в конце каждой недели — "цеховые вечера", когда выступали с самодеятельными номерами сотрудники самого комбината.
Я помню, как со слезами на глазах смотрела тут индийские фильмы. Но больше всего запомнился сеанс, когда показывали только вышедшую на советские телеэкраны "Трембиту". Я, сестра и отец так смеялись, что чуть не упали с балкона, а у мамы тогда была нога в гипсе, и она очень серьёзная сидела,
Татьяна Белецкая.
Я по блату доставал фильмы первой категории, и фильмотека у нас была хорошая. Билеты на киносеанс у нас были недороги: 10 копеек для детей, а для взрослых — 50 копеек. В больших кинотеатрах тогда билет стоил рубль,
Виктор Гофман, руководивший ДК Тарного комбината более десяти лет.
В зале на стенах много лепнины, которой любили украшать учреждения культуры в советские времена. На сцене стоят фанерные декорации к сказке "Красная Шапочка", которыми не пользовались уже примерно полвека, и всё ещё висит занавес, сшитый проработавшей в учреждении три десятка лет костюмером тётей Шурочкой.

"Если бы когда-нибудь решили снять кино про ДК Тарного комбината, то именно костюмер тётя Шурочка могла бы стать таким собирательным образом — её тут все помнят и любят", — говорит Анастасия Калинина.
Поговаривают, когда ДК окончательно закрылся в 2002 году, то в здании оставалась внушительная коллекция театральных и эстрадных костюмов. Однако, придя сюда в 2017 году, кураторы ничего не обнаружили. Зато известно, куда делись книги из довольно обширной библиотеки — всё собрание перевезли в административное здание Тарного комбината.

И занавес, и многочисленные выцветшие шторы, которые всё ещё закрывают окна с деревянными рамами, плохо сохранились, поэтому кураторы "ДК-39" решили с ними расстаться. Так же поступили и с алыми сиденьями в зрительном зале.
Тоннель до Южного вокзала
"Здесь всё очень сложно и даже несуразно устроено с архитектурной точки зрения. Много лестниц, переходов, сквозных комнат... С первого раза можно заплутать. Всё устроено так специально, чтобы в случае военной атаки можно было спуститься из любой части здания в подвал, где при немцах организовали бомбоубежище", — рассказывает управляющий арт-пространством "ДК-39" Владимир Сидоренко.

По словам Виктора Гофмана, был и подземный ход, соединяющий подвал здания с Южным вокзалом. В 70-е, чтобы исключить травмирование детей, которые из любопытства всё время норовили побродить по подземелью, на входе в тоннель поставили сейфовую дверь и для надёжности заложили проём кирпичом.

Когда-то в бесконечной цепи небольших подвальных помещений царила неформальная атмосфера. Здесь располагались не только гардероб, туалеты и раздевалки, но и костюмерная, гримёрки, мастерские, репетиционные базы, а в одной комнате даже стояли бильярдные столы.

Сейчас здесь всё в довольно заброшенном состоянии. Пара разваливающихся шкафчиков, стол, старые люминесцентные лампы, пустые бутылки и несколько вырванных из журнала изображений поп-див, приклеенные к стене. Кое-где отсутствует освещение.

При свете мобильника удаётся разглядеть на штукатурке надпись красной краской "Сизый". В другой части подвала ещё больше граффити рядом с надписью Fallen Angel (по всей видимости, автор был поклонником Uriah Heep), есть и названия любимых групп, и даже околооккультные символы.
Именно тут располагался первый в регионе рок-клуб, который со временем трансформировался в знакомую каждому калининградскому музыканту "Студию музыкальной импровизации", или просто СМИ.
Андрей Феоктистов (президент Калининградской рок-ассоциации, организатор фестиваля "Калининград In Rock")
"В 17 лет я уже имел опыт игры в школьной музыкальной группе и писал собственные песни. Но выяснилось, что продолжать какую-то творческую деятельность за стенами образовательного учреждения просто негде. Не было репетиционных баз: ни бесплатно, ни даже за деньги. Чтобы заниматься музыкой, надо было быть либо профессионалом и работать в филармонии, либо членом самодеятельного ансамбля.

На тот момент в Питере уже существовал рок-клуб. Появилась мысль, а почему бы и у нас такой не сделать. Мы понимали, что он будет очень востребован — в городе занималось много групп, но всё это было подпольно.

Я обошёл все комсомольские организации, райкомы и начал обивать пороги Домов культуры. Надо мной немножко посмеивались, что, мол, какой-то пацан хочет открыть рок-клуб, ведь это был 1985 год — рок ещё находился под запретом. Но уже тогда страна стояла на пороге перестройки, поэтому я активно сыпал цитатами Горбачёва, рассказывал всем, как это было бы хорошо — предоставить молодёжи возможность творческой самореализации.

Директора Домов культуры меня угощали чаем и слушали по два часа. Но всё заканчивалось примерно такими словами: "Вы такой умный молодой человек и всё правильно говорите, но сходите-ка в другой Дом культуры, а мы немножко не по этой части".

Так я обошёл все калининградские Дома культуры, но в последний момент отец мне сказал, что есть на Октябрьской ДК Тарного комбината, о существовании которого я даже и не знал. ДК этот был самый маленький, и даже в списке телефонного справочника он был самый последний, потому что у него всего один телефонный номер.

С тогдашним директором Виктором Яковлевичем Гофманом я поговорил примерно двадцать минут, после чего он меня отвёл в цокольный этаж, открыл одно из помещений — там уже стояла аппаратура, барабаны, клавиши, комбики. Он сказал: "Если это тебе подойдёт, то пиши устав".

Изначально мне рекомендовали спрятать слово "рок", и я назвал организацию "Молодёжный эстрадно-музыкальный клуб ‟Время"". А когда мы поняли, что к нам никто не прибежит кулаками махать, то довольно быстро изменили название, и 3 ноября 1985 года появился рок-клуб "Время". В этот же день прошёл первый концерт нашего клуба на сцене зала ДК Тарного комбината. Выступили группы "Эскиз", "Прогноз", "Визит", "Наш мир", "Доктор".

Выяснилось, что мы были четвёртым клубом, открывшимся на территории СССР. Раньше появились только клубы в Ленинграде, в Риге и в Москве. Кстати, всего на три недели позже нашего появился Калининградский городской рок-клуб на базе "Клуба девяти студий" на Озовской.

Мы стали делать парады ансамблей (это что-то вроде рок-марафонов), в которых участвовали ребята не только из нашего рок-клуба. Афиша, нарисованная обычными цветными карандашами, собирала полный зал, и ещё полтысячи человек толпились на улице.

Если говорить про самые знаменитые коллективы, которые репетировали на базе нашего рок-клуба, то, наверное, отмечу "Комитет охраны тепла", а ещё много талантливых музыкантов было, которые потом стали играть в таких известных коллективах, как "Агата Кристи", "ЧиЛи" и других. Кстати, стёб-группа "Кури бамбук" — тоже из "Бондарки".

До 1989 года рок-клуб продолжал находиться в ДК Тарного комбината. Потом ушли некоторые законодательные ограничения, которые заставляли легализовать концертную деятельность через создание каких-либо клубов. Необходимость в существовании клуба отпала, но его деятельность продолжилась в виде проекта "Студия музыкальной импровизации", которая стала для местных рокеров и школой, и репетиционной базой".

Безусловно, "Бондарка" была культовым местом. Я туда обязательно зайду — мне интересно, кто решился её реинкарнировать и в какой форме это хотят сделать. Может быть, имеет смысл подумать о возрождении каких-то легендарных вещей, которые там были,
Андрей Феоктистов, промоутер.
Простота постсоветского реализма
В сентябре 2017 года двери ДК откроются уже не для ностальгических экскурсий, а для полноценного посещения нового учреждения, которое будет представлять собой современное арт-пространство.

Прийти на площадку должны и коммерческие организации: слева в холле откроется кафе, в подвалах планируют обустроить квест-рум, а чердачное помещение в будущем превратить в мансарду-ресторан. Однако основные площади всё же обещают отдать кружкам, секциям и галеристам.

"Здесь хватит места всем. Наш слоган — "Вернуть в моду доброту и простоту", — говорит Владимир Сидоренко. — Задача, чтобы человек пришёл сюда и спокойно тут мог находиться целый день. К примеру, пришла женщина на йогу, а сына в детскую комнату или на музыкальный квест отправила".
Владимир Сидоренко, управляющий арт-пространством
"ДК-39"
У нас нет задачи тупо запустить сюда арендаторов, мы хотим, чтобы это здание работало и процветало. В Калининграде очень много талантливых людей, которым негде реализоваться,
Анастасия Калинина, куратор проекта "ДК-39".
По словам кураторов, после того как в Сети появилась информация о проекте возрождения ДК, к ним стал поступать вал предложений помощи и сотрудничества.

"Примерно 30% там будет наших собственных творческих проектов, остальное — это "входящие идеи". Люди сами идут к нам, потому что знают, что это сильное место. Количество входящих обращений к нам по поводу аренды или каких-то предложений о сотрудничестве огромно — больше десяти встреч в день у нас точно проходит. Уже много коллективов, которые изъявили желание прийти в эти помещения. А кто-то и просто помощь в ремонте предлагает".

Кураторы проекта "ДК-39" уверяют, что никаких серьёзных реконструкций в здании ожидать не стоит. Даже деревянные оконные рамы пока останутся на прежнем месте.

"Сохраним винтажные люстры, отреставрируем двери и "ситцевую комнату". Обязательно останется знаменитый витраж с Лениным. Однозначно здесь будут проведены электромонтажные работы, ремонт водопровода и канализации, проверка на соответствие пожарной безопасности — в общем, все инженерные коммуникации нас больше интересуют, чем косметический ремонт. Пыль протереть не так уж и сложно", — предполагает Анастасия Калинина.
Анастасия Калинина, куратор проекта "ДК-39"
У многих людей осталась ностальгия по Советскому Союзу, есть интерес к той эпохе и у представителей молодого поколения, которое никогда не жило при строящемся социализме. Надо оставить всё, как есть, только бережно отремонтировать,
Олег Маринов, школьный учитель.
Пока ведутся работы по расчистке помещений от мусора и хлама. Потом постепенно начнут мыть, красить и реставрировать то, что подлежит восстановлению. При этом дух советского постреализма хоть и будет витать в помещениях, но основным трендом для будущего интерьера всё-таки не станет.

"То, что здесь представлено советской эпохи, оно здесь так и сохранится. Дальше тему Советского Союза мы не будем продолжать", — сообщила Анастасия Калинина.

Однако даже те артефакты советских времён, которые не пригодятся в использовании нынешним арендаторам, не пропадут. Есть идея одну комнату отвести под музей.

"Кинопроекторы 1957 года оставим в качестве экспонатов. Так же поступим с мебелью или вещами, которые хорошо сохранились. Какие-то рисунки, которых тут много находим, тоже туда могли бы попасть", — рассуждает Дмитрий Сидоренко.
Какой будет график работы у нового учреждения, ещё не решили. Сколько денег потребуется вложить в ремонтные работы и какую часть из них выделит владелец здания — тоже пока не известно.
Мы пока не рассматривали коммерческую составляющую вообще. У нас уже спрашивали про бизнес-план, но у нас его пока нет. Мы просто творим,
Анастасия Калинина, куратор "ДК-39".
~
Текст и вёрстка: Екатерина Медведева
Фото: Александр Подгорчук

В материале использованы фотографии с сайта Bildarchiv Osypreussen