Юлия Таранова

«Академия гениев»
В «Академии гениев» с 2015 года обучают детей в возрасте от пяти с половиной лет информационным технологиям и робототехнике. Среди ее учеников — дети с ограниченными возможностями, которые достигают больших успехов наравне с остальными.

Идея основать «Академию гениев» пришла к Юлии Тарановой после того, как, работая в сфере автоматизации производства и управления, она столкнулась с кадровой проблемой. «Найти людей, которые хорошо разбираются в сфере информационных технологий, всегда было сложно. Можно взять студента и вырастить из него профессионала, а вот ценности человека изменить уже нельзя», — говорит Юлия Таранова. Тогда она и поняла, что гораздо проще вырастить не только квалифицированного сотрудника, но и хорошего человека с малых лет.
При открытии собственного дела основателю «Академии гениев» пришлось столкнуться с рядом трудностей. В первую очередь тяжело было найти инвестиции, поскольку для занятий требовалось дорогостоящее оборудование: ноутбуки, проекторы, телевизоры и конструкторы. Также сложности возникли с выбором методических материалов, которые пришлось местами доработать. Но самым сложным для нее было в первый раз пойти в школу, выступить на собрании и донести до родителей, почему важно заниматься информационными технологиями.

Коллектив из преподавателей собрался быстро. Первые занятия проводились в библиотеках. Позднее в академии было решено открыть инклюзивную группу для детей с ограниченными возможностями. К таким детям здесь относятся как к равным: они занимаются по той же самой программе, что и остальные, участвуют в различных конкурсах. Конечно, возникают определенные сложности: к примеру, их моторика рук не позволяет работать с мелкими деталями. Однако детям не ставят непосильных задач, а наоборот — пытаются создать атмосферу, в которой они могут достигать каких-то результатов.

В академии особенные дети приобретают навыки инженерии и программирования. Но главное — им помогают социализироваться.
При открытии собственного дела основателю «Академии гениев» пришлось столкнуться с рядом трудностей. В первую очередь тяжело было найти инвестиции, поскольку для занятий требовалось дорогостоящее оборудование: ноутбуки, проекторы, телевизоры и конструкторы. Также сложности возникли с выбором методических материалов, которые пришлось местами доработать. Но самым сложным для нее было в первый раз пойти в школу, выступить на собрании и донести до родителей, почему важно заниматься информационными технологиями.

Коллектив из преподавателей собрался быстро. Первые занятия проводились в библиотеках. Позднее в академии было решено открыть инклюзивную группу для детей с ограниченными возможностями. К таким детям здесь относятся как к равным: они занимаются по той же самой программе, что и остальные, участвуют в различных конкурсах. Конечно, возникают определенные сложности: к примеру, их моторика рук не позволяет работать с мелкими деталями. Однако детям не ставят непосильных задач, а наоборот — пытаются создать атмосферу, в которой они могут достигать каких-то результатов.

В академии особенные дети приобретают навыки инженерии и программирования. Но главное — им помогают социализироваться.
Юлия Таранова вспомнила одну историю:
«После завершения какого-то определенного этапа обучения мы проводим защиты, собираем родителей, и дети рассказывают про свой проект. И мы очень переживали, можно ли это сделать для детей с ограниченными возможностями. И на первой защите у нас один ребенок с аутизмом спрятался под стол. Я полезла к нему и брала у него там интервью, потому что у нас так принято, ты должен выступить. А теперь он у нас после трех лет обучения выходит на трибуну, никого не стесняется. Для них это огромный подвиг. То есть, если человек превосходит сам себя и растет, это для нас всех огромный плюс. Это означает, что он в обществе может адаптироваться».
Однажды к Юлии Тарановой обратилась школа №32 с просьбой обучить их преподавателей работе с особенными детьми. Юлия долго думала и решила, что никто не расскажет об этом лучше, чем сами дети. На эту инициативу сразу откликнулись шесть учеников инклюзивной группы. Преподавателей посадили с одной стороны, детей — с другой. И в рамках семинара «Цифровизация образования. Основные ориентиры» они объясняли, как собирать роботов, программировать. «Очень важно показать, что коммуникация с такими ребятами — на первом месте. Что нужно уметь общаться, и общаться на равных. Не надо там сюсюкаться, надо понимать, что у тебя с другой стороны человек, который сам развивается», — говорит социальный предприниматель.

В числе проектов инклюзивной команды — метеостенды, установленные в Янтарном на пляже с «Голубым флагом». Они могут показывать в режиме реального времени температуру воздуха и воды, дату, время. За эту работу детям даже удалось заплатить деньги. Однако заказ был единичным. По словам Юлии Тарановой, если бы калининградские отельеры стали заказывать такие стенды, дети почувствовали, что могут приносить реальную пользу.

Сейчас в «Академии гениев» занимаются порядка 30 особенных детей. Для них курсы бесплатны. На обучение 20 человек Юлия Таранова выделяет средства из доходов компании, при этом заявляет, что это не только ее заслуга, но и родителей, дети которых занимаются в академии платно. Еще для 10 детей гранты выделяет BMW. История быстро разошлась по Калининграду и области. В академию начали все больше обращаться с просьбой записать на занятия детей с ограниченными возможностями. Однако принять всех Юлия Таранова не может, для этого нужны серьезные инвестиции в оборудование.
Однажды к Юлии Тарановой обратилась школа №32 с просьбой обучить их преподавателей работе с особенными детьми. Юлия долго думала и решила, что никто не расскажет об этом лучше, чем сами дети. На эту инициативу сразу откликнулись шесть учеников инклюзивной группы. Преподавателей посадили с одной стороны, детей — с другой. И в рамках семинара «Цифровизация образования. Основные ориентиры» они объясняли, как собирать роботов, программировать. «Очень важно показать, что коммуникация с такими ребятами — на первом месте. Что нужно уметь общаться, и общаться на равных. Не надо там сюсюкаться, надо понимать, что у тебя с другой стороны человек, который сам развивается», — говорит социальный предприниматель.

В числе проектов инклюзивной команды — метеостенды, установленные в Янтарном на пляже с «Голубым флагом». Они могут показывать в режиме реального времени температуру воздуха и воды, дату, время. За эту работу детям даже удалось заплатить деньги. Однако заказ был единичным. По словам Юлии Тарановой, если бы калининградские отельеры стали заказывать такие стенды, дети почувствовали, что могут приносить реальную пользу.

Сейчас в «Академии гениев» занимаются порядка 30 особенных детей. Для них курсы бесплатны. На обучение 20 человек Юлия Таранова выделяет средства из доходов компании, при этом заявляет, что это не только ее заслуга, но и родителей, дети которых занимаются в академии платно. Еще для 10 детей гранты выделяет BMW. История быстро разошлась по Калининграду и области. В академию начали все больше обращаться с просьбой записать на занятия детей с ограниченными возможностями. Однако принять всех Юлия Таранова не может, для этого нужны серьезные инвестиции в оборудование.
«Если бы у нас больше таких компаний становилось, которые готовы помочь, выделить гранты, то мы бы вместе поменяли этот мир и вырастили новое поколение. Давайте дадим возможность стать профессионалами тем детям, которые в этом нуждаются. Им нужны навыки и знания. Тогда они смогут их применить, и не надо никого будет жалеть. Нужно просто оценивать человека по его профессиональным навыкам, давать ему работу и эту работу оплачивать», — призывает предприниматель. Также Юлия Таранова надеется, что найдутся те, кто сможет помочь в создании группы для детей из малообеспеченных семей.
Оставаться на месте Юлия Таранова не намерена, у нее уже множество планов по дальнейшему развитию инклюзивной группы. Со следующего года их собираются начать обучать электронике. В том числе «Академия гениев» намерена всерьез заняться дальнейшим трудоустройством особенных детей. Для этого совместно с Фондом поддержки предпринимательства Калининградской области планируется открыть центр молодежно-инновационного творчества, где будет установлено настоящее производственное оборудование, на котором дети смогут тренироваться и выполнять те операции, которые пригодятся им в дальнейшем на работе.

Юлия Таранова считает, что таким образом дети получат «удочку», которая позволит им обеспечивать себя самостоятельно, не завися от помощи государства. «Нам в России нужная эта история, потому что у нас на социальные пособия прожить нереально. Надо их трудоустраивать не из жалости. Нам нужно придумать какую-то систему, в которой, развиваясь, они могут приносить пользу. И их труд должен оплачиваться», — заключила она.
Оставаться на месте Юлия Таранова не намерена, у нее уже множество планов по дальнейшему развитию инклюзивной группы. Со следующего года их собираются начать обучать электронике. В том числе «Академия гениев» намерена всерьез заняться дальнейшим трудоустройством особенных детей. Для этого совместно с Фондом поддержки предпринимательства Калининградской области планируется открыть центр молодежно-инновационного творчества, где будет установлено настоящее производственное оборудование, на котором дети смогут тренироваться и выполнять те операции, которые пригодятся им в дальнейшем на работе.

Юлия Таранова считает, что таким образом дети получат «удочку», которая позволит им обеспечивать себя самостоятельно, не завися от помощи государства. «Нам в России нужная эта история, потому что у нас на социальные пособия прожить нереально. Надо их трудоустраивать не из жалости. Нам нужно придумать какую-то систему, в которой, развиваясь, они могут приносить пользу. И их труд должен оплачиваться», — заключила она.
Контактная информация
Юлия Таранова
"Академия гениев"
Телефон: 8 (4012) 611-888, 8-911-460-82-48
E-mail: j.taranova@a-genio.ru
Адрес: Калининград, Ленинский пр., 16
Сайт: a-genio.ru