Советы социальным предпринимателям от региональных экспертов
Надежда Мамаева
Региональный представитель Фонда региональных социальных программ "Наше будущее".
В самом начале пути, когда вы еще только выбираете подходящее направление, старайтесь искать свою нишу, но не забывайте и о том, что рынок должен быть готов к вашему продукту. Если рынок «перегрет», ищите узкие места или новый подход к оказанию услуг. Только такие методы позволят выжить на высококонкурентном рынке.
Ваш бизнес — это ваша команда. Многие, особенно начинающие предприниматели, об этом часто забывают. Команда — это то, что будет всегда, ведь знания, умения, навыки людей бесценны. К тому же кто еще знает ваш бизнес лучше, чем ваши сотрудники? Сплотите людей той социальной идеей, которую решает ваш бизнес, пусть каждый из них чувствует, что делает важное дело. Тогда каждый из них будет качественнее выполнять свою работу, а заодно будет продвигать ваш бизнес.
У большинства предпринимателей, особенно начинающих, нет денег на продвижение. Обратите внимание на некоммерческие организации, которые решают ту же или близкую вам проблему своими методами. Объединяйтесь с ними, делайте совместные некоммерческие проекты — и о вас заговорят СМИ и ваши клиенты.
Даша Гусева
Консультант по маркетингу и рекламе, основатель маркетингового агентства Гусевой Дарьи
Составьте список своих стейкхолдеров. То есть людей, которые в прямом или косвенном смысле могут оказать влияние на вас не только как спонсоры.
Пропишите этот перечень с точки зрения вашей полезности для них.
Начинайте коммуникацию без вопроса.
Пропишите обращение, начиная с полезности вашему стейкхолдеру. Что вы можете дать через понимание его ценностей и его потребностей. Обращайтесь как к человеку, а не как к холдингу или компании.
Будьте публичны! Станьте влиятельным человеком в общественном и информационном поле и соцсетях. Показывайте, рекламируйте свою работу и деятельность на общественных праздниках, стритфудах, футбольных матчах. Показывайте себя людям с использованием базовых инструментов ивент-маркетинга.
Активно реагируйте на все события, не упирайтесь только в свою сферу.
Денис Богатов
Директор Центра развития социального предпринимательства РГСУ, бизнес-тренер, тренер в области социального предпринимательства, эксперт Минэкономразвития РФ.
Многие начинающие социальные предприниматели реализуют свои проекты, не опираясь на анализ востребованности продукта проекта для потребительской аудитории или не проводя анализ самой целевой аудитории. Поэтому первый совет: прежде чем начинать реализовывать проект социального предпринимательства, проведите анализ рынка и целевой аудитории. Лучше всего подходят методы социального проектирования и дизайн-мышления.
После того как вы утвердились в том, что ваш проект будет востребован целевой аудиторией, и поняли, в чем ценность продукта для потребителей, необходимо понять, как вы будете работать, какая бизнес-модель, механизмы коммуникаций, внутренней работы будут применены при реализации проекта. Лучше всего с такой задачей можно справиться с помощью составления канвы бизнес-модели. Можно использовать модель Александра Остервальдера.
Желательно проводить такую работу периодически, привлекая своих сотрудников — членов проектной команды.
Третий совет основан на принципах автоматизации бизнеса: внедряйте современные технологии управления и автоматизации. Это позволит вам сэкономить и время, и деньги.
Развивайтесь сами, развивайте своих сотрудников и клиентов. Успех проекта социального бизнеса состоит не только в решении социальной проблемы, но и в выстраивании успешного предпринимательского механизма, а этого можно достичь только в команде профессионалов и успешных людей. Окружив себя такими людьми, вы и сами будете незаметно для себя развиваться и совершенствоваться.
Выходите за рамки, ставьте себе амбициозные цели и задачи. Даже если вам кажется, что задача невыполнима или она вам не по силам, не отпускайте руки — просто начинайте действовать. Помните, что ограничения только в наших головах. И даже если результат будет не такой, какой вы ожидали, не огорчайтесь — вы приобретете опыт, откроете для себя новые возможности.
Елена Мороз
генеральный директор ООО «24 часа»
Начиная любой бизнес, необходимо грамотно и осознанно подойти к нему с самого начала, правильно подготовить все необходимые документы, определиться с видами деятельности, системой налогообложения, наладить систему внутренних документов компании и изучить все подводные камни.
В 99,9% случаев начинающим предпринимателям подойдет упрощенная система налогообложения (УСН). Это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также призванный облегчить и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета.
Если вам кажется, что разобраться в налоговых режимах очень непросто, то это не так. Тем не менее если вы хотите вести эффективную в финансовом плане предпринимательскую деятельность, то разбираться в этом все же придется. А тем, у кого все же останутся вопросы, или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацию по налогообложению от специалистов.
Социальные предприниматели, помните, что вместе с решением социальных проблем вы должны уметь организовывать эффективный механизм функционирования организации, а это двойная нагрузка. Успехов вам и грандиозных побед!