Как воспитать гения
В БФУ имени И.Канта ведут подготовку будущих изобретателей, инженеров и учёных
В лабораториях "Инновариума" и на площадках "Кванториума" в БФУ имени И.Канта школьники конструируют беспилотники и роботов, создают виртуальную реальность, а также ищут новые источники энергии.
"Кванториум"
Новая площадка системы дополнительного образования детей в сфере инженерных наук работает на базе научно-технологического парка "Фабрика" на ул. Гайдара.

Это совместный проект университета, Агентства стратегических инициатив и правительства Калининградской области.
Идея создания детских технопарков была в 2015 году предложена в Агентстве стратегических инициатив.
Здесь готовят юных дарований по ряду направлений — от робототехники и проектирования малых спутников Земли до изучения практических принципов работы лазерных технологий и моделирования беспилотных объектов.
По данным Минобрнауки РФ,
более 50% российских школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования, однако в научно-техническое творчество вовлечены меньше 5%.
Направления обучения,
или
кванты
— это перспективные научно-технические лаборатории, укомплектованные самым современным оборудованием.
Биоквантум
практические навыки в области биотехнологии. В основе лежат генная и клеточная инженерия, методы которой направлены на конструирование клеток нового типа.
IT-квантум
углубленное изучение программирования, сетевых технологий. Подготовка творческих проектов по созданию мобильных приложений, интеллектуальных систем.
Нейроквантум
практические навыки в нейробиологии и нейрохирургии. Школьники учатся, например, управлять роботами при помощи нейроинтерфейса.

Робоквантум
изучение основ робототехники, механики и программируемой электроники. Создание роботизированных транспортных средств и беспилотников, а также надводных и подводных роботов.
VR\AR
подготовка творческих проектов по направлениям 3D-моделирования, создания объектов виртуальной и дополненной реальности.
Энерджиквантум
изучение основных направлений альтернативной энергетики. Проектирование и разработка электронных и радиоэлектронных устройств.
Лазерквантум
применение лазерных технологий в различных областях науки и техники. Разработка проектов с применением лазерных технологий обработки материалов — резки, гравировки, объемной гравировки, запись и изготовление голограмм.
В "Кванториуме" проходит подготовка к всероссийским чемпионатам "Молодые профессионалы" JuniorSkills по следующим компетенциям: "Лабораторный химический анализ", "Системное администрирование", "Интернет вещей", "Программирование", "Нейротехнологии", "Мобильная робототехника", "Инженерная графика", "Лазерные технологии", "Прототипирование", "Токарные работы на станках с ЧПУ", "Фрезерные работы на станках с ЧПУ", "Электроника".
"Мы видим, какой интерес проявляет сегодня подрастающее поколение к новым технологиям, робототехнике, программированию.
Уверен, что на площадке калининградского "Кванториума" вырастет перспективный резерв молодых кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики, а значит, для ускоренного социально-экономического развития Калининградской области и всей нашей страны. Главное, чтобы самим ребятам нравилось дело, которым они занимаются".
Антон Алиханов,
врио губернатора Калининградской области
"БФУ им.И.Канта на практике отказывается от искусственного разделения школы на среднюю и высшую, мы предлагаем форматы непрерывного обучения, преемственности разных ступеней образования. Я уверен, иного пути развития просто нет! Мы предлагаем творческие и интерактивные занятия в сфере IT, биологии, физики.
Для этого созданы Фаблаб, Инновариум, Кванториум — дружелюбные, удобные, красивые площадки, где каждый школьник может работать на первоклассном оборудовании, попробовать что-то новое и найти себя"
Андрей Клемешев,
ректор БФУ им.И.Канта
Сергей Петров
директор детского технопарка "Кванториум" БФУ им. И. Канта:
— На самом деле, детей отпугивает именно вседоступность. Ребёнок чувствует себя беспомощным: что я могу сделать в этом мире, если за меня уже всё придумали и воплотили? Мы же здесь предоставляем ему возможность почувствовать себя творцом. Даём ему в руки самое современное и дорогостоящее оборудование, и он может создавать взрослые вещи, которых даже нет в продаже. Можно делать объекты виртуальной реальности, а потом, надев очки, погрузиться в созданный тобой мир. Изобретательство ради изобретательства уже никому не интересно.
Ученики работают с оборудованием из футурологических фильмов; создают свои прототипы шлемов виртуальной реальности
"Ещё ведь надо понимать, что хорошие студенты из ниоткуда не возьмутся. Чтобы он пришёл и стал творить, что-то изобретать, мультикоптеры делать, беспилотники создавать, он должен быть сначала школьником, который это всё делал. Нужно с раннего возраста это зерно сеять, а дальше, если ему будет интересно, он продолжит".

Сергей Петров
директор детского технопарка "Кванториум"
Сергей Петров рассказывает, что квант-десанту удалось автоматизировать на "Янтарном комбинате" один из процессов и повысить производительность труда почти в 20-25 раз. Прототип устройства собрали за несколько дней. Сейчас опытный образец готовят к промышленным испытаниям.
Как проходит обучение
Первый этап
Первый этап — 3 месяца
ребятам рассказывают о работе на станках, в программах они проходят своеобразный курс молодого инженера. Уже во вводном блоке дети должны научиться работать с оборудованием. Вне зависимости от направления, во время обучения на вводном модуле проходит знакомство с разными квантами.
Второй этап
Второй этап — 6 месяцев, углубленный модуль
блок направлен на более прицельное изучение выбранного направления. По окончании этой части обучения ребята защищают индивидуальные и командные проекты. Трудиться над проектами ребята будут в команде под руководством наставника от предприятия, предоставившего кейс для проекта.
"Набор на вводный модуль происходит каждые три месяца. На нём ребята приобретают основные навыки работы на всех современных станках: фрезерных, лазерных, 3D-принтерах. По окончании модуля учащиеся представляют свои учебные проекты.
Лучшие проходят на углублённый модуль, в котором мы трудимся над кейсами, которые нам предоставляют предприятия региона".
Сергей Петров, директор детского технопарка "Кванториум" БФУ им. И. Канта
"Манекен челлендж" юных гениев в БФУ имени И.Канта
10 декабря калининградский технопарк представили на марафоне открытий "Кванториумов" России
Попасть в технопарк может любой
школьник в возрасте от 12 лет. Модули обучения строятся по возрастающей сложности.
Основное внимание уделяется практике. Образовательный модуль — это набор проблемных кейсов, которые позволяют придумывать, изобретать, воплощать и действовать.

Используется кейс-технология,
в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Учащиеся должны проанализировать, разобраться в сути, предложить возможные решения и выбрать из них лучшее.
Ежемесячно на территории технопарка будет проходить "Клуб менторов", на котором команды детей смогут представить свои проекты и получить рекомендации и оценку специалистов.
FabLab
Ядром лаборатории стали студенты, магистранты и аспиранты института физико-математических наук и информационных технологий. Заниматься в мастерских могут и одарённые школьники, которые тяготеют к науке.
Научно-технический парк "Фабрика" на ул.Гайдара
вмещает два десятка лабораторий, среди них и FabLab. Это ещё один формат научно-технического творчества.

Fab Lab — что это такое?
Fabrication laboratory
— оборудованные мастерские, где можно из ничего сделать почти всё. Этот формат был придуман в 1998 году. Идея пришла в голову профессору Массачусетского технологического института Нилу Гершенфельду. Он организовал для студентов курс под названием "Как сделать практически всё". По задумке автора, студенты должны были научиться использовать дорогостоящее оборудование для реализации самых разных научных проектов.
Оборудование на FabLab позволяет реализовывать творческие задачи в сфере инженерного дела, приборостроения, дизайна, строительства и т. д.
"Уже три года студенты БФУ им. Канта занимают первые места на всероссийском конкурсе беспилотных автомобилей. В этом году совместно с "Кванториумом" мы создали большой автомобиль, который сможет людей перевозить и пока будет ездить по территории нашего университета".
Сергей Петров, руководитель FabLab БФУ им. И.Канта
Студенческое конструкторское бюро
Главная цель — поддержка инженерных и профессиональных компетенций у студентов. Упор сделан не на науку в чистом виде, а на практику. Если проводить параллели с современными коммуникативными системами, это своеобразный коворкинг.
Александр Пузаков, директор Студенческого конструкторского бюро
"Сейчас работаем над крупными проектами, под которые формируются команды: управление квадрокоптерами, человеко-машинные интерфейсы, скелетная анимация и интернет вещей. По каждому из них можно прийти к нам уже сейчас. Они требуют большой работы, но у нас есть специалисты, которые введут в курс дела и помогут получить навыки в тех сферах, которые скоро станут очень востребованными в мире.

У нас нет ограничений на направление обучения студентов, ведь самые интересные проекты рождаются на стыке нескольких научных направлений. Минимально необходимые требования для СКБ – это классная идея, которую вы предлагаете, и команда, которую вы сможете собрать вокруг этой идеи".
Достижения Студенческого конструкторского бюро
"Инновариум"
в Институте живых систем
В одном месте сконцентрированы лаборатории, коворкинг, лекторий и небольшая зона отдыха для школьников. Современное оборудование позволяет ставить самые смелые эксперименты, например, вживить в ДНК кишечной палочки ген медузы.
"Мы старались вовлечь школьников в научные проекты и исследовательскую деятельность. В самих школах что-то происходит, но мы понимаем, что современные аспекты биологии, химии требуют дорогого оборудования, определенной квалификации специалистов. Тогда возникла идея создать то, что привлечёт ребят в стены института. Изначально мы думали о банальном: технический музей или экспериментариум. Потом мы поняли: ребятам было бы интересно поработать на настоящем научном оборудовании. Так и возник такой полигон — "Инновариум".

Максим Патрушев
кандидат биологических наук, доцент, директор Института живых систем БФУ имени И. Канта
4 лаборатории:
микроскопии, молекулярной генетики и генной инженерии, нейрофизиологии и биоинформатики, а также биохимии.
Подробнее про Институт живых систем в целом
Что уже удалось исследовать в "Инновариуме"
На базе лабораторий "Инновариума" одна из школьниц исследовала влияние мельдония на клетки головного мозга. Препарат влияет на сердечную мышцу при гипоксии. Девочка хотела проверить, может ли он как-то помогать при кислородном голодании мозгу.
В прошлом году ребята делали генетически модифицированные бактерии. Они подсвечивались узорами, а также занимались нейропилотированием: силой мысли управляли машинкой-роботом.
Десятиклассница исследует наличие мутаций в митохондриальных ДНК у популяции населения Калининградской области. Это в дальнейшем поможет прогнозировать общий уровень тех или иных заболеваний в регионе.



"Сегодня биология — не тычинки и пестики, это надо понимать, там очень много математики, очень много химии, физики и информационных технологий".

Максим Патрушев,
кандидат биологических наук, доцент, директор Института живых систем БФУ имени И. Канта


Как проходит обучение в "Инновариуме"
Занятия проходят в Институте живых систем по субботам, 4-5 часов в день

Если раньше в "Инновариуме" могли заниматься только школьники 10-х и 11-х классов, то в этом году стартовал набор семиклассников.
"Если у детей есть интересные идеи, то, используя инструменты "Инновариума", их можно воплотить. Школьники учатся не только работать руками, они получают хорошую теоретическую базу: то, что они не могут по разным причинам приобрести в школе. Сейчас среднее образование в силу определённой специфики не всегда даёт возможность полюбить науку. Иногда просто нет инструментария для того, чтобы найти своё направление".



Елена Пантюхина,
преподаватель направления "Биоквантум"


Алана Кудзиева
10 класс
Интересуется генной инженерией и молекулярной биологией. Работает над проектом по митохондриальной ДНК.

"Иногда не замечаю, как проходят часы, когда нахожусь здесь".
Алана Кудзиева
10 класс
Интересуется генной инженерией и молекулярной биологией. Работает над проектом по митохондриальной ДНК.

"Иногда не замечаю, как проходят часы, когда нахожусь здесь".
Исмаил Юмаев
11 класс
Надеется связать свою жизнь с молекулярной медициной. Занимается исследовательской работой по изучению транспорта белков в митохондрии.

"Буду смотреть на то, какая сфера будет лучше развиваться. Туда и сделаю уклон при обучении".
Исмаил Юмаев
11 класс
Надеется связать свою жизнь с молекулярной медициной. Занимается исследовательской работой по изучению транспорта белков в митохондрии.

"Буду смотреть на то, какая сфера будет лучше развиваться. Туда и сделаю уклон при обучении".
БФУ им.И.Канта – будущее здесь!