Производство, качество и преодоление кризисов
СПЕЦПРОЕКТ
Итак, 17 мая 1997 года с конвейера «Автотора» сошел первый автомобиль. И теперь требовался переход в другую зону работы - маркетинг. Ведь компания KIA сама не имела дистрибьютора в России, и цель сотрудничества с «Автотором» и производства автомобилей в России была в том, чтобы увеличить объем продаж автомобиля этой марки с практического нуля до одного из главных брендов на рынке России.
Была создана система реализации автомобилей, которая наилучшим образом соответствовала требованию правильной связи между изготовителем и покупателем – учреждена компания «Автотор – Маркет», которая и взяла на себя обязанности дистрибьютора. К тому времени была сформирована и сеть дилеров.

Именно тогда началось создание взаимовыгодной экономической системы, включая владельца бренда, поставщика комплектующих, производителя готовых автомобилей («Автотор»), дистрибьютора, дилера. При этом все участники системы согласовали свои расходы и доходы. В результате предлагаемые дилерами автомобили KIA получали определенные преимущества перед конкурентами.

Эта четко организованная экономическая схема была основана на жесткой системе обеспечения «Автотором» качества производимых автомобилей и, конечно, внедренной во взаимоотношения с дилерами системой обслуживания и обеспечения запасными частями.

Сейчас, когда аналогичные «Автотору» предприятия уже работают в Калуге («Фольксваген» и «Пежо-Ситроен»), в Ленинградской области («Тойота», «Хёндэ»), на Дальнем Востоке («Соллерс») и другие, трудно представить себе, через какие сложности пришлось пройти «Автотору», какие перетерпеть административные препоны почти на всех уровнях.

Все это было пройдено «Автотором» в первые три года после официального открытия производства, благодаря грамотной организации системы, созданной и руководимой фондом «Интерприватизация», великолепной бригаде управляющих и качественной схеме подбора и обучения персонала. Был создан великолепный коллектив, который обеспечивал выполнение, как количественных заданий, так и неукоснительного соблюдения требований качества.

За 6 месяцев 1997 года было произведено 1679 штук автомобилей. Проблем с реализацией не было. Однако при планировании объема выпуска уже работающего завода создались серьезные трудности с поставками комплектующих изделий корейской стороной. KIA Motors стала испытывать трудности в связи с Азиатским финансовым кризисом. За весь 1998 год удалось получить 1600 комплектов. Технические службы обеих сторон выполнили технологическую подготовку производства автомобилей «Sportage» и «Besta».

В июне 1998 года Совет директоров «Автотора» принял решение о создании на территории «Калининградбуммаша» (за счет коренной реконструкции корпуса №4) цехов сварки и окраски кузовов. Но проблема была в том, что у KIA все еще не было производства по изготовлению необходимых для этого комплектов.

В конце 1998 года KIA Motors Высшим коммерческим судом Республики Корея была переведена под судебную защиту (корейский вариант банкротства), которая запрещала кредиторам KIA предъявлять иски в течение двух лет. Но комплектующих для автопроизводства в Калининграде не было, как не было средств на их подготовку.

И в 1999 году завод существенно сократил производство. «Автотор», как и многие другие предприятия, вошел в кризис. Денежный поток прервался. Нечем было платить зарплату, система которой, ориентированная на качество продукции, только внедрялась.

Совет директоров «Автотора» под председательством Владимира Щербакова принял неординарные решения, обеспечив базовый уровень зарплаты работникам, без увольнения. Так удалось сохранить коллектив предприятия, который, по выражению руководства компании, является главной ценностью «Автотора». Кстати, в «Автоторе» до сих пор работают те, кто начинал автомобильное производство в Калининградской области 23 года назад.

Одновременно «Машинвест» получил задание от фонда «Интерприватизация» найти решение для продолжения сотрудничества с KIA Motors, а также поиска новых стратегических партнеров. Была достигнута договоренность с польской компанией «Metal Tech» об организации производства комплектов для выпуска автомобилей KIA в Польше, причем часть денежного потока по финансированию от KIA до «Автотора» приняли на себя польские банки. В результате удалось возобновить производство автомобилей из комплектов, которые теперь поставлялись через Польшу компанией «Metal Tech», ее же транспортом.

Дала свой результат и работа «Машинвеста» по привлечению других партнеров для использования уже созданных мощностей по производству автомобилей в Калининграде. Еще в сентябре 1997 года на ежегодной конференции автомобилестроителей в Москве начались переговоры с представителями концерна BMW, который рассматривал варианты открытия производства своих автомобилей в России.

Уже в октябре 1997 года представители BMW посетили Калининград и осмотрели обе производственные площадки. Производство автомобилей KIA на заводе «Автотор» произвело на них серьезное впечатление: тщательность подготовки, инструкции на рабочих местах, униформа рабочих и ИТР, рабочий механизированный инструмент, система контроля, отопления, вентиляция, чистота, и, конечно, качество автомобилей.

Затем последовали визиты и переговоры со сбором баварской стороной огромного количества информации, которая тщательно проверялась. Было замечено, что специалисты BMW, сумевшие увидеть и по достоинству оценить действующий завод «Автотор» старались убедить руководство выбрать калининградский проект. Весной 1998 года в Калининград на специальном самолете концерна BMW прилетели члены высшего руководства концерна.

Им показали все, ничего не скрывая. Показалось, что их точка зрения была положительная. Расхождения были только в том, с каких автомобилей начинать. Тогда же в Калининград прибыли представители компании «Лэнд-Ровер» (она тогда принадлежала BMW).

В ходе этих осмотров и переговоров и родилась идея предложить Совету директоров BMW организовать подготовку производства автомобилей BMW 5-й серии и автомобилей «Land Rover Defender».

Наступил момент, когда BMW и «Автотор» согласовали все параметры совместной работы, и 15 марта 1999 года в Москве состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве. К середине августа 1999 года производство было полностью подготовлено и испытано. Производственный персонал был обучен и аттестован. Специалисты «Автотора» по электронному
программированию автомобилей BMW и по аудиторскому контролю качества готовых автомобилей были командированы и обучены на предприятиях BMW в Мюнхене.

Официально первый автомобиль BMW, произведенный в Калининграде, сошел с конвейера «Автотора» 22 октября 1999 года. План производства на 1999 год составил 555 автомобилей.
Поскольку производство автомобилей BMW началось на площадке на заводе «Янтарь», было принято решение перебазировать оборудование по выпуску автомобилей KIA на площадку завода в микрорайоне им. А. Космодемьянского.

В результате в 1999 году «Автотору» помимо автомобилей BMW удалось произвести и 379 автомобилей KIA. То есть уже в 1999 году предприятие стало, по крайней мере, безубыточным.

В это время, благодаря созданной системе взаимоотношений развивается общая (подчеркнем для всех проектов) парадигма: производство должно быть соответствующим мировому уровню качества. Так просто этого уровня достичь нельзя, никто вам подтвердить этот уровень не может, кроме потребителя. А как добиться этого подтверждения?

Для этого нужна система создания качества, подтвержденная потом через внутренний аудит, затем внешний аудит и периодические проверки.

BMW имел собственную систему качества, которая совместно с «Автотором» была внедрена в Калининграде. Но «Автотор» дополнил эту систему специальной схемой зарплаты персонала, в которой не менее 60 процентов от ее объема зависело от качества выполненных работ.

В итоге вся система управления качеством была предъявлена для оценки системе TÜV CERT – органу по сертификации TÜV Management Service GmbH. Перед этим весь персонал «Автотора», причастный к формированию уровня качества, прошел специальную подготовку. А затем ведущие аудиторы компании TÜV в течение нескольких дней провели проверку всей системы управления качеством производства автомобилей, в том числе на каждом рабочем месте. В результате «Автотору» был выдан сертификат о соответствии системы управления качеством требованиям ISO 9001:2000.

Уже в 2000 году было выпущено 1 347 автомобилей KIA и 1 429 автомобилей BMW и Defender.
Система «Автотора» привлекала все больше внимания внутри страны, ведь еще продолжался промышленный спад, остановка заводов. А в самом, пожалуй, сложном с экономической точки зрения регионе страны создано активное и высококачественное производство, да еще и с иностранными инвестициями!
Сварка и окраска кузова KIA Sportage (2002 г.)
В 2002 году делегация «Автотора» провела переговоры в автомобильной столице мира Детройте в США – с руководством компании «Дженерал Моторс». В результате было принято решение о совместной разработке проекта организации производства автомобилей GM на свободных площадях «Автотора». Для начала было предложено проверить российский рынок… автомобилем Hummer-2, производство которого началось в 2004 году.

Созданная система «Автотора» крепла и развивалась, что позволило наращивать выпуск продукции. Так, в 2005 году «Автотор» произвел 16 299 автомобилей, в 2006 году - 40 600 К 2011 году завод вышел на второе место в России по объему производства, выпустив 222 091 автомобилей.

В 2011 году на площадке в поселке Переславское Зеленоградского района был освоен выпуск коммерческих автомобилей Hyundai, а потом и грузовиков Ford.

При этом «Автотору» приходилось корректировать свои планы из-за разгоравшихся экономических кризисов. В 2008 году динамичное развитие компании было приостановлено, спрос на автомобили сократился, и перед руководством компании встал вопрос, что делать, обеспечить занятость и снизить зарплату или сохранить зарплату и сократить персонал. В итоге совместно с профсоюзом было принято решение максимально сохранить трудовой коллектив, что впоследствии дало свои плоды. Кризис закончился, начался рост производства, который и обеспечили высококвалифицированные кадры «Автотора».

В 2014 году случился еще один кризис. Компания «Дженерал моторс» свернула свою деятельность в России, отозвав заказы с «Автотора», объем которых доходил до 50 процентов общего выпуска автомобилей. Возник спад производства, что привело к падению доходов. И вновь главной задачей руководства предприятия было сохранение коллектива. Уже в 2016 году спад был преодолен, и «Автотор» стал наращивать объемы выпуска автомобилей. По итогам 2018 года их было произведено свыше 203 тысяч.

О том, что собой представляет «Автотор» сегодня и каковы перспективы развития компании – в заключительной части нашего спецпроекта.
СПЕЦПРОЕКТ