Экономика
в цифрах и фактах
Что изменилось за два года
Поправки в закон об ОЭЗ
Закон, принятый в 2006 году, получил новую жизнь. Произошло это благодаря серии поправок в федеральное законодательство — Налоговый кодекс и ряд других документов. В результате:
— срок действия режима ОЭЗ продлён до 31 декабря 2045 года;

— ОЭЗ расширена, в неё вошли примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и заливы;

— страховые взносы для новых резидентов ОЭЗ снижены до 7,6%;

— срок действия льготы по налогу на прибыль начинает исчисляться с момента её получения (но не позже трёх налоговых периодов);

— снижены до 45 дней сроки проведения госэкспертизы проектной документации и экологической экспертизы;

— отменён утилизационный сбор для отдельных категорий транспортных средств, ввозимых из-за границы для использования на территории региона;

— снижен минимальный порог инвестиций для получения статуса резидента ОЭЗ для отдельных отраслей:

1 млн рублей — в области разработки компьютерных технологий и программного обеспечения, IT, научных исследований и разработок;

10 млн рублей — в области здравоохранения;

50 млн рублей — в области туристско-рекреационной деятельности, создание обрабатывающего производства, рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства;

для остальных видов экономической деятельности инвестиционный порог составляет 150 млн рублей;

— с 1 июля 2019 года заработает механизм выдачи электронных виз для иностранцев сроком до 8 дней.
Получить статус резидента ОЭЗ в Калининградской области технически просто: подать документы в администрацию ОЭЗ (региональный минпром) — и через 30 дней после принятия заявления к рассмотрению будет принято решение.

Администрация Особой экономической зоны
Рост числа резидентов ОЭЗ
"Перезагрузка" закона об Особой экономической зоне принесла свои плоды. За 9 месяцев 2018 года в единый реестр резидентов ОЭЗ включено 58 инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций в течение первых трёх лет порядка 13,6 млрд рублей. Для сравнения: в 2016 и 2017 году в реестр было включено 26 и 27 проектов соответственно.

На 30 сентября 2018-го в единый реестр резидентов ОЭЗ включено 192 инвестиционных проекта, общий объём заявленных инвестиций составляет более 117 млрд рублей. Численность рабочих мест при выходе компаний на проектные мощности составит порядка 32 тысяч. Все эти показатели выше, чем в предыдыщие два года.

Вакансии на предприятиях-резидентах ОЭЗ
8 новых резидентов ОЭЗ в Калининградской области
ООО "Варница", строительство завода по производству высококачественной соли и фармацевтических компонентов, получаемых при разработке каверн Калининградского ПХГ. Объём заявленных инвестиций — более 2 млрд рублей.
ООО "Орбита I", производство высокотехнологичной электронной продукции в Славске, проект на общую сумму более 56 млн рублей.
ООО "Маркисол", строительство новой фабрики по производству рулонных систем солнцезащиты. Общий объём инвестиций — более 66 млн рублей.
ООО "Балткат", создание производства медной катанки диаметром свыше 8 мм в Озёрском районе для замещения импортных поставок.
ООО "Водный мир", производство полуфабрикатов высокой степени готовности. Общий объём инвестиций — более 70 млн рублей.
ООО "Лайка Интеллект", разработка и внедрение инновационного программного обеспечения виртуальной реальности для создания тренажёров и симуляторов, а также решения задач различных отраслей бизнеса и госсектора. Общий объём финансирования инвестиционного проекта — более 5 млн рублей.
ООО "Инносети", разработка сложных технологий: современный и технологичный blockchain и нейронные сети. Общий объём инвестиций — 268 млн рублей инвестиций, из которых 3,69 млн рублей — объём капвложений в первые три года реализации проекта.
ООО "Панцердог", разработка игр для мобильных устройств, в частности многопользовательского онлайн-шутера Tacticool.
Офшор на Октябрьском острове
3 августа 2018 года Владимир Путин подписан пакет законов, предусматривающий создание специальных административных районов (САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний на территории острова Октябрьского (Калининградская область) и территории острова Русского (Приморский край). К резидентам САР будут ограниченно применяться требования законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, также они будут иметь ряд налоговых преференций.

Создание офшора на Октябрьском повлечёт комплексное развитие этой территории, остров должен стать новым центром городской жизни. В сентябре 2018 года состоялся конкурс на разработку мастер-плана острова, в котором победила компания из Великобритании LDA Design. В январе 2019 года мастер-план должен быть готов.

Планируется, что Октябрьский остров превратится в городской оазис с водными и зелёными пространствами. Здесь появится общественный центр со спортивными, культурными и деловыми функциями. Появится парковая зона, в которую будет интегрирована жилая застройка. При строительстве жилья планируется применять принцип города-сада.
Двойной скачок в Национальном рейтинге
Второй год подряд Калининградская область улучшает свои позиции в Национальном инвестиционном рейтинге субъектов РФ, который ежегодно составляет Агентство стратегических инициатив. В 2018 году наш регион занял 15-е место, поднявшись на 24 пункта по сравнению с 2017 годом и на 56 пунктов — в сравнении с 2016-м. Основными драйверами роста авторы исследования назвали улучшения в сфере инфраструктуры, ресурсов и нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса.
Выпуск гособлигаций
Калининградская область дважды размещала государственные облигации общим объёмом 2,7 млрд рублей.

В 2016 году объём составил 1 млрд рублей, срок обращения — 5 лет. Ставка купонного дохода была зафиксирована на уровне 10,5% годовых при ключевой ставке Центробанка России 10%.

В 2017 году объём размещения составил 1,7 млрд рублей срок обращения — 7 лет. Такие параметры позволили зафиксировать минимальную ставку купонного дохода на уровне 7,91% годовых (ключевая ставка Центробанка составляла 7,75%). В 2017 году это было самое эффективное размещение среди регионов РФ, имеющих аналогичный кредитный рейтинг.
Открытость и экономичность госзакупок
В 2017 году в Калининградской области стартовал масштабный проект по увеличению информационной открытости закупок - были внедрены такие информационные ресурсы как электронный магазин, витрина закупок, открытый портал информации о государственных и муниципальных закупках. Кроме того, разрабатывается Государственная информационная система в сфере закупок Калининградской области.

Впервые в регионе с декабря 2017 года на базе электронной торговой площадки РТС-Тендер внедрён механизм электронного магазина, позволяющий проводить малые закупки в электронном виде (до 100 и 400 тысяч рублей). В результате увеличивается количество потенциальных поставщиков на закупках, тем самым повышая их экономию. В настоящее время заключено более 2,2 тысячи договоров на 64,8 млн рублей, экономия по ним составила 5 млн рублей.

В 2017 году внедрена витрина закупок Калининградской области, позволяющая в онлайн-режиме следить за обновлениями закупок, отслеживать вновь объявленные торги, а также подавать заявки на закупки.

В 2018 году создан и успешно функционирует открытый портал информации о государственных и муниципальных закупках Калининградской области.
Увеличение экономии начальных цен контрактов по годам
Из года в год экономия средств бюджета по торгам, проведённым через конкурсное агентство, растёт. За неполный 2018 год удалось сэкономить 5% от начальных (максимальных) цен контрактов.

По данным Аналитического центра при правительстве РФ Калининградская область повысила свои показатели в общем рейтинге эффективности субъектов РФ при осуществлении закупок. Если в 2016 году наш регион находился на 31-м месте, то в первом полугодии 2017 года поднялся на 20-е место.

Конкурсное агентство Калининградской области
Рост налоговых доходов
В 2016 и 2017 годах в консолидированный бюджет Калининградской области поступило налоговых доходов 38 451 млн рублей и 41 365 млн рублей соответственно. Налоговые доходы выросли на 7,6%, или на 2 914 млн рублей. Годовая оценка поступления налоговых доходов в 2018 году составляет 46 531 млн рублей, что на 12,5% превышает факт 2017 года, или на 5 166 млн рублей. Таким образом, за три года рост налоговых доходов составит 27,7%, или 10 083 млн рублей.

Основную долю в налоговых доходах занимает налог на доходы физических лиц — 41% и налог на прибыль организаций 18%.
МФЦ открыты во всех муниципалитетах
В течение этого года Калининградская область обеспечила выполнение ключевого показателя — каждый житель области имеет доступ к получению услуг на базе МФЦ. Многофункциональные центры открыты в каждом муниципалитете.

В 2017 году в МФЦ зафиксировано свыше миллиона обращений граждан, за 8 месяцев 2018-го — более 760 тысяч. В 2017 году оказано свыше 815 тысяч услуг, из них 67% составляют федеральные услуги, 18% — региональные, 15% — муниципальные. За 8 месяцев 2018 года количество предоставленных населению услуг выросло на 15% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.

Удовлетворённость граждан качеством предоставления услуг составляет 98% при плановом значении 90%.

МФЦ Калининградской области
Поддержка малого бизнеса
Калининградская область традиционно удерживает лидирующие позиции в России по доле предприятий малого и среднего бизнеса. По итогам 2017 года по показателю предпринимательской активности наш регион устойчиво занимает второе место в стране.

Малому и среднему бизнесу оказывается существенная государственная поддержка. Так, в 2017 году создана единая площадка по оказанию комплекса услуг бизнесу — "Дом предпринимателя", в который входят фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)", "Гарантийный фонд Калининградской области", МФЦ для бизнеса, а также коворкинг.

Центр поддержки предпринимательства предоставляет малому бизнесу займы по ставке 5% годовых, оказывает консалтинговые услуги, поддержку в сфере экспорта и прочие услуги. Гарантийный фонд даёт поручительства по финансовым обязательствам.

За время работы "Дома предпринимателя" малым и средним бизнесом было создано 228 новых рабочих мест и сохранено 662 имеющихся.
МФЦ для бизнеса
В 2017 году открылся первый в регионе многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, ориентированный на поддержку предпринимателей (МФЦ для бизнеса). На сегодняшний день в центре можно получить более 130 услуг. За период работы МФЦ принято около 40 тысяч обращений по государственным, муниципальным и иным услугам. В сентябре 2017 средний клиентопоток составлял 45–50 человек в день, а в 2018 году — более 100 человек в день.

Сайт МФЦ для бизнеса
Возрождение янтарной отрасли
После того как Калининградский янтарный комбинат вошёл в госкорпорацию "Ростех", у предприятия началась новая жизнь. В результате по итогам 2017 года добыча и производство товарного янтаря увеличились по сравнению с 2013 годом в 1,5 раза (до 450 тонн), а выручка от реализации — более чем в 4,5 раза, до 3,8 млрд рублей. В 2017 году чистая прибыль комбината превысила показатель 2013 года почти в два раза.

Растёт и налоговая отдача отрасли. По итогам 2017 года объем налоговых поступлений в областной бюджет Калининградской области составил 329,7 млн рублей (в 2016 году – 307,9 млн).

В прошлом году заключены прямые экспортные контракты с иностранными компаниями, предусматривающие размещение перерабатывающего производства в регионе.
В феврале 2018 года было принято решение о создании в Калининградской области янтарного промышленного кластера.

В 2017 году для обеспечения равных условий доступа потребителей к продукции Калининградского янтарного комбината начал использоваться механизм биржевых торгов на площадке ЗАО "Биржа Санкт-Петербурга". Это позволило обеспечить прозрачный, равный и недискриминационный доступ всех участников янтарного рынка к сырью. Кроме того, янтарный комбинат проводит открытые аукционы на право заключения договоров купли-продажи янтаря.

Немаловажно и то, что ужесточилась ответственность за незаконную добычу янтаря: выросли штрафы, расширен перечень правонарушений, попадающих под наказание. Теперь административным правонарушением также считается транспортировка или хранение янтаря в целях сбыта в натуральном или переработанном виде.
Фонд развития промышленности выдал первые займы
В конце 2016 года был создан Фонд развития промышленности, предоставляющий льготные займы предприятиям, развивающим и модернизирующим производство. Ставки по таким целевым займам составляют 1, 3 и 5 процентов годовых, срок — до 5 лет, объём — от 10 до 100 млн рублей.

В 2018 году льготные займы получили предприятие "Балткат" (56 млн рублей), "Объединённая бумажная компания" (17,4 млн рублей) и компания "Балтийские инвестиционные технологии" (10,6 млн рублей).

Создание фонда стимулирует приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Фонд развития промышленности Калининградской области.
Промышленность плюс наука
В целях развития наукоёмких производств калининградское правительство развивает сотрудничество с вузами.

В 2017 году совместно с БФУ имени Канта проработан вопрос о создании "Балтийского инжинирингового центра машиностроения". Его концепция предполагает предоставление наиболее востребованных инжиниринговых услуг машиностроительным предприятиям России.

В 2018 году правительство подписало соглашения с Российским фондом фундаментальных исследований, с Курчатовским институтом о создании филиала в Калининграде, с компанией "АББ" об открытии инжинирингового центра. А сотрудничество с "Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" позволило привлечь в виде грантов 63 млн рублей.

В общей сложности на научную деятельность, а также на реализацию проектов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в 2017 и 2018 году из федерального бюджета привлечено более 650 млн рублей.
Приграничное сотрудничество
В 2017 году подписаны финансовые соглашения по программам приграничного сотрудничества Россия — Литва и Россия — Польша.

В приоритетах программы Россия — Польша — историческое, природное и культурное наследие, чистая природная среда развитие транспортной доступности. Общий бюджет программы — 62 млн евро.

Бюджет российско-литовской программы составил 27 млн евро. В приоритетах — эффективность функционирования пограничных переходов, продвижение культуры и сохранение исторического наследия, развитие социальной сферы, борьба с бедностью и повышение качества местного и регионального управления.