Как всё начиналось в 40-е годы
Писатель и журналист Александр Адерихин о «чёрных» немецких дорогах Восточной Пруссии, доставшихся советским переселенцам, трудовой дисциплине дорожников, и об эффективном сталинском менеджменте.

Наряду с красными черепичными крышами, полчищами жирных крыс и целыми районами руин, восточно-прусские дороги произвели на первых советских переселенцев яркое впечатление.

В книге «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев» приводятся воспоминания переселенца Григория Ивановича Меньшенина. Он рассказывает, что некоторые переселенцы из российской глубинки «...щупали руками асфальтовое покрытие: такого они раньше не видели. Необычным казалось и то, что почти все дороги, в том числе и между населёнными пунктами, были обсажены деревьями...»
Дорога в Восточной Пруссии. Перед ремонтом — расширением — были спилены деревья с одной стороны дороги. Фото: Павилас Карпавичус, май 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны (из частной коллекции)
В июне 1948 года товарищи из обкома ВКП(б) писали инспектору ЦК ВКП(б) тов. Шамбергу: «...Общая площадь усовершенствованных дорог (Восточной Пруссии — прим. авт.) составляла 7000 т. кв. мт. и протяжённостью 700 километров. Большая часть дорог асфальтирована или замощена брусчатым камнем. Дорожное хозяйство сильно повреждено и в значительной степени требует восстановления с большими капиталовложениями...»

В этом же документе приводятся данные по оснащению Городской автотранспортной конторы, родоначальника калининградского общественного транспорта и городского, и областного: «...Автобусное движение организовано плохо. Городская автотранспортная контора имеет 15 автобусов, из них половина — трофейные машины — иномарки, которые в силу отсутствия запчастей беспрерывно выходят из строя. Все автобусы и грузовой парк работает на негодной резине. 12 машин вообще стоят без резины. Легковые такси в городе отсутствуют...»

Область задыхалась без дорог. В докладной записке на имя секретаря Калининградского обкома ВКП (б) от января 1946 года говорится: «В Краснознаменском районе Калининградской области расположено 8 колхозов и 2 совхоза на правом берегу реки Шешупе. Ввиду отсутствия моста (он был взорван во время войны – Прим. ред.) создаются большие трудности в вывозе хлебопоставок этими колхозами, а также вывозке семенного материала, удобрений и с/хоз машин. По причине отсутствия моста колхозники вынуждены иметь связь с районными организациями делая объезд через Советск на расстоянии около 65 клм...».
Один из мостов Берлинки. | Фото: Павилас Карпавичус, май 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны (из частной коллекции)
«Клм» - это километров. По традиции тех лет сокращения единиц объёма, длинны, веса и так далее, часто писали тремя буквами. Например, «кгр» - это килограмм.

Для восстановления разрушенных немецких дорог у первых советских переселенцев не было ничего: ни средств, ни техники. А тут ещё начались бюрократические игры московских чиновников.

21 января 1947 года калининградские товарищи писали председателю Совета министров РСФСР тов. Родионову: «...Сеть дорог республиканского значения до сих пор не утверждена (Главным дорожным управлением республики — прим. авт.), поэтому на основных дорогах области не организована дорожно-эксплуатационная служба, что естественно приводит к дальнейшему ухудшению состояния дорог, особенно имеющих чёрное покрытие...»
Разрушенная дорога где-то в Висленской пойме. Восточнопрусские дороги часто выглядели так же. Фото: Павилас Карпавичус, май 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны (из частной коллекции)
«Чёрное покрытие» - дорожно-строительный термин. Он означает «покрытие, построенное из щебеночных и гравийных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими составами». Например, гравий, залитый битумом.

В другом облисполкомовском документе калининградские функционеры, уставшие от волокиты своего московского начальства, писали: «Главдорупру (Главное дорожное управление РСФСР) должно быть известно, что Калининградская область вновь организована в распоряжении областного дорожного отдела нет ни какой технической документации и прежде чем руководить такой богатой сетью шоссейных дорог, необходимо знать состояние дорог и искусственных сооружений...» Орфография документа сохранена полностью.

Наконец, в марте 1947 года московские чиновники утвердили сеть дорог республиканского значения в Калининградской области. Это была временная схема.

По странному стечению обстоятельств, советская сеть практически «в ноль» копировала сеть немецкую. За редким исключением. В письме местным товарищам товарищи руководящие из Главдорупра писали в марте 1947 года: «Вопрос о включении дороги Калининград — Прейсиш-Ай-Лау — Госграница будет рассмотрен в текущем году при общем пересмотре всей сети республиканских дорог… Что же касается механизмов, то калининградскому Облдоротделу были выделены в текущем году камнедробилка и моторный каток… Выделить больше... дорожное управление не имеет возможности...»

Камнедробилка и моторный каток — вот и вся помощь, полученная калининградскими дорожниками за два года существования области. Экономика СССР была подорвана войной.
Советские военные инженеры осматривают дорогу где-то в Восточной Пруссии | Фото: Павилас Карпавичус, май 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны (из частной коллекции)
Но больше всего не хватало людей. В одном из документов тех лет, справке, адресованной руководителю бригады ЦК ВКП(б) тов. Архипову, местные товарищи жаловались: «...Среди завербованных для промышленности области оказалось много морально разложившихся людей, спекулянтов, растратчиков, женщин из немецких публичных домов, а иногда — прямых врагов народа, служивших в своё время немцам. Такие лица разлагающе влияли на окружающих, их деятельность препятствовала созданию спаянных коллективов на промышленных предприятиях. Состояние трудовой дисциплины на большинстве промышленных предприятий - неудовлетворительное...»

Из-за голода и ужасных бытовых условий люди бежали из Калининградской области обратно в «материковый» Советский Союз.

В фондах Государственного архива Калининградской области хранится «объективка» горкома ВКП(б) от 1947 года, в которой говорится: «...В 1947 году на строительстве имело значительная текучесть рабочей силы. За первое полугодие 1947 года было принято по вербовке 668 человек, а уволено 680, из которых 109 человек — дезертировало...»

И тут же: «...Настроение трудящихся города здоровое, патриотическое, показывающее своими трудовыми подвигами стремление выполнить Сталинский план хозяйственного и культурного строительства в г. Калининград...»
Деревянный временный мост на месте взорванного немецкого. Восточная Пруссия. Фото: Павилас Карпавичус, май 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны (из частной коллекции)
В отчёте коллектива Областного дорожного отдела, датированного сентябрём 1947 года, говорится: «..В связи с отсутствием технических кадров качество выполненных работ — низкое. При подборе и направлении кадров не учитываются особенности вновь организованной области и то, что область имеет дороги усовершенствованного типа свыше чем на 60%, однако приезжают дорожники не проверенные на производственной работе и не дисциплинированные, имеющие тенденцию будучи в новой области извлечь пользу в своих личных целях и уехать из области в результате самовольно бросив работу...»

Другая цитата из этого же документа: «Отметить, что инженерно-технические работники малознакомы с дорогами усовершенствованного типа покрытий, что безусловно отражается на их работе...» И тут же буквально следующим абзацем: «...Воодушевлённые решениями Партии и Правительства по развитию нашей Калининградской области дорожные работники Калининградской области как и все трудящиеся нашей страны готовясь к 30 годовщине Великого Октября берут на себя обязательство полностью закончить план работ 1947 года...».
Восстановленный временный мост. | Фото: Павилас Карпавичус, май 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны (из частной коллекции)
Отчёт калининградских дорожников был записан явно не любившим запятые человеком в сентябре 1947 года. К этому моменту годовой план ремонта дорог был выполнен на 36%, план ремонта мостов — на 50%.

В отчёте — резолюции записан и план дальнейших действий калининградских дорожников, вдохновлённых и воодушевлённых решениями Партии и Правительства. Например, такое мудрое решение: «Перестроить всю работу и ликвидировать недостатки, которые имеются в настоящее время и мешают двинуть дорожное строительство вперёд, чтобы оно было на уровне передовых отраслей народного хозяйства нашей области...».

(По материалам Государственного архива Калининградской области и книги «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев»)
Мост на дороге в Восточной Пруссии. | Фото: Павилас Карпавичус, май 1945 года, сразу после окончания Великой Отечественной войны (из частной коллекции)
12 лет бурного строительства
Приморское кольцо
Самый крупный дорожный объект, который был задуман и реализован в "нулевые" — первая очередь Приморского кольца. Скоростная трасса связала Калининград с Зеленоградском и аэропортом Храброво.

До начала стройки часть местных жителей попыталась сорвать эти планы, отказываясь продать участки земли, через которые должна была пройти дорога.

Спустя некоторое время консенсус найти удалось. В августе 2008-го здесь залили бетоном первые метры будущего шоссе, а открыли первую очередь дороги в октябре 2009 года. Четвёртую очередь компания ВАД завершила в 2012 году.

Во время торжественного запуска магистрали тогдашний губернатор области Георгий Боос предложил занимавшему пост премьер-министра РФ Владимиру Путину сделать трассу платной и вывести на самоокупаемость. Однако дальше этих предложений дело не пошло.

В конце 2011 года было открыто движение по участку Приморского кольца от Зеленоградска до Светлогорска с подъездом к Пионерскому. Тянуть дорогу до Балтийска начнут в лучшем случае только во второй половине 2018 года.

Приморское кольцо, вопреки расхожему заблуждению, не является автомагистралью. Оно было запроектировано как дорога категории 1б. Кстати, ссылаясь формально на это обстоятельство, в 2013 году Госавтоинспекция пыталась снизить скоростной режим на трассе с максимальных 110 км/ч до 90 км/ч. Однако по техническим характеристикам автомобилям на ней допустимо передвигаться за сотню.

Автомобильная дорога имеет четыре полосы движения (по две полосы). Каждая имеет ширину в 3,75 м. На трассе предусмотрены многоуровневые транспортные развязки.

В 2015 году губернатор региона Николай Цуканов сумел договориться с Росавтодором, и дорога перешла в федеральную собственность. Это позволило региональному бюджету экономить на её содержании порядка 200 миллионов рублей ежегодно.
Вторая эстакада
В 2011 году запустили техническое движение ещё на одном долгострое — Второй эстакаде. Её строительство началось в 1985 году и велось до 1992-го, после чего стройку заморозили из-за отсутствия финансирования и возобновили в 2006 году.

В 2009 году власти региона потребовали от подрядчика снизить стоимость работ на 15%. Георгий Боос пригрозил оставить строителей без денег, если они не пойдут на уступки. Средств на продолжение строительства не хватало.

В 2010 году, накануне губернаторских выборов, один из кандидатов на пост главы региона, Николай Цуканов, поднял на встрече с Путиным вопросы дофинансирования крупных объектов региона, в том числе и Второй эстакады. Регион получил федеральный транш в размере 3 млрд рублей. Мост начали строить в две смены.

При строительстве было немало проблем. На пути будущего моста встало немецкое газоубежище на Московском проспекте, в нём располагалось несколько ведомств. Решение было найдено, офисы расселили, а здание снесли.

В 2010 году потребовалось найти деньги на съезды с моста, которые не были спроектированы. Средства выделил областной бюджет в виде кредита, но город — заказчик эстакады — не тянул эти расходы, сроки выплаты кредита переносили не один раз. В декабре 2011 года открылось техническое движение по Второй эстакаде. Застройщик — ОАО "УСК МОСТ" — грозили закрыть мост, пока город не рассчитается с долгами.

Новый подрядчик — ЗАО "АБЗ-Дорстрой" — обязался построить съезды и транспортную развязку в районе Солнечного бульвара. Правительство области договорилось с федеральным центром и мэрией о реструктуризации и изменении сроков выплаты бюджетного кредита. Погасить его предстоит до 2034 года.

Эстакада пересекает Московский проспект, набережные Адмирала Трибуца и Генерала Карбышева, реку Преголю и улицу Дзержинского. Общая длинна сооружения составляет 1,8 км, ширина — 31,5 м.

Мост на Сельму
В 2012 году в Калининградской области был создан дорожный фонд, который позволил существенно увеличить объёмы финансирования. До 2010 года в регионе на ремонт тратили 300 миллионов, а до 2015 эта цифра возросла в четыре раза.
В этом же году началось строительство моста, соединившего Сельму с Советским проспектом. За два года подрядчик сумел построить не только сам мост, но и дорогу, которая соединила крупный жилой микрорайон с Окружной дорогой.

Открывали дорогу дважды. Один раз — для автомобилистов, второй — для велосипедистов: длина велодорожки составляет 12 км.

На открытии велодорожки губернатор Николай Цуканов выстрелил из стартового пистолета.
Восточная эстакада
Целый ряд крупных строительных объектов реализуется благодаря предстоящему чемпионату мира по футболу. Один из самых важных — Восточная эстакада, которая соединит на первом этапе Остров с Московским проспектом, а в перспективе — Московский район с ул. Артиллерийской. Машины по эстакаде поедут уже в декабре 2017 года.

В 2015 году в регионе реконструировали дорожную развязку на пл. Василевского и построили широкую магистральную улицу 9 Апреля.

Организация кругового движения на площади Василевского вызывает до сих пор немало споров. Для увеличения пропускной способности власти намерены ввести систему адаптивных светофоров.

Реконструкция площади Василевского была одним из самых спорных решений властей Калининграда. Ещё на этапе проектирования эксперты в один голос говорили о том, что замена структуры перекрёстка не даст необходимого результата, то есть количество заторов не сократится.

Однако мэр города Александр Ярошук ссылался на прошедший экспертизу проект.

В итоге вместе с ул. 9 Апреля была реконструирована и пл. Василевского, проехать по которой можно, только преодолев круговую развязку. Спустя два года после открытия движения автомобилисты не до конца могут приспособиться к езде по кругу — ежедневно там происходят ДТП.

Причём первоначально проектом предусматривалось только движение через круг, добиться организации четырёх дополнительных съездов удалось перед самым строительством. Впрочем, это тоже не спасло, и центр продолжает задыхаться в пробках.

По ул. 9 Апреля запроектировано движение со скоростью 80 км/ч. Общая протяжённость реконструированного участка — почти 1 км, круга на пл. Василевского — 274 метра. Всего три (при сужении — две) полосы в каждую сторону, ширина каждой — 3,75 м. Также по центру оборудована выделенная линия для трамваев.

Обход Калининграда
Идут и частично завершены работы на Северном и Южном обходах Калининграда. Реконструкция Северного обхода позволит участникам ЧМ и болельщикам беспрепятственно проезжать к стадиону на Острове.
Берлинка
Один из самых масштабных реализованных проектов времён губернаторства Николая Цуканова.

Пальмбургский (Берлинский) мост, оставшийся наполовину не восстановленным после войны, стал символом Калининграда и декорациями к нескольким фильмам.

К началу 2000-х он стал головной болью для властей. Узкий мост не справлялся с автомобильными потоками. Здесь то и дело выстраивались километровые пробки.

Реконструкция всего Южного обхода была удовольствием недешёвым. Региональные власти смогли договориться с федеральным центром и найти нужную сумму. Сначала рядом со старым мостом построили новый, по нему пустили движение. Потом снесли старый, построив на его месте копию первого. В результате вместо прежней двухполосной дороги появилась шестиполосная.

Завершить первую очередь планировалось во второй половине 2014 года. Региональные власти установили возле стройки камеру с прямой круглосуточной трансляцией, дав возможность жителям региона наблюдать за возведением моста. Движение по первой его половине открылось с опережением графика — в декабре 2013 года. Первым по мосту проехал на грузовике MAN Николай Цуканов.

Строительство второй очереди началось с трагедии: в январе 2015 года при демонтаже старого моста рухнула плита вместе с находившимися на ней рабочими. В результате нарушения техники безопасности, допущенного застройщиком, четыре человека погибли, двое получили ранения. В память о погибших на одной из опор установлена мемориальная доска.

Завершили строительство второй части нового моста в декабре 2016 года.

Дороге, прозванной в народе Берлинкой, в советское время уделялось мало внимания, так как она не проходила мимо крупных городов, а упиралась в закрытую тогда границу.

Первые попытки восстановить её предпринимались в начале 90-х, последующие — после открытия нового пограничного перехода Мамоново-II. С середины 2013 года при совместном финансировании России и ЕС завершили строительство знаменитого Чёртова моста и демонтировали бетонные плиты, уложенные немцами до войны. Рядом построили современную дорогу, которой ежедневно пользуются тысячи автомобилистов.

Дорога в обход Советска
Один из крупных проектов был реализован в 2014 году на востоке области. На открытие дороги приехал посол РФ в Литовской Республике Александр Удальцов. Трасса позволила пустить большегрузный транспорт в обход центра Советска.

Строительство было запланировано ещё в 2006 году, но с запуском затянули из-за того, что много времени ушло на подписание российско-литовского соглашения по возведению моста через Неман.

С начала строительства в декабре 2012 года на этот отрезок было потрачено около 1,6 млрд рублей.

Объезд Советска является частью трансъевропейского транспортного коридора 1-А Рига — Калининград — Гданьск. Эта трасса может соединить Калининградскую область не только с Литвой, но и со всей Европой.

Мосты
В регионе более 600 мостов, из которых почти половина находится в неудовлетворительном состоянии. Около 60% построено до 1945 года, срок их эксплуатации составляет порядка 100 лет

В 2014 году отремонтировали путепровод на Аллее Смелых. Спустя год — на ул. Суворова. В 2017 году обновили мост на ул. Озерова. В планах 2018 года есть ремонт одного из самых старых мостов советской эпохи — эстакадного.

Всего с 2010 по 2015 год в регионе отремонтировали и реконструировали 43 моста.

Километры и рубли
К началу 2017 года общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного (городских) значений составляет 8671,86 км.

В регионе проходят три федеральные трассы. Общая протяжённость трасс, находящихся на балансе Росавтодора, составляет 256,16 км. Автодорог регионального значения в области 427.

- трасса А217 (Приморское кольцо)
- трасса А216 (Талпаки-Советск)
- трасса А229 (Калининград-Черняховск Нестеров)
За исключением федеральных трасс, в регионе нет дорог первой категории, больше всего — четвёртой (2313,4 км). Меньше всего дорог второй технической категории (93,5 км).

Плотность сети дорог Калининградской области составляет 573 км на 1000 км² территории. Это значительно превышает среднероссийский уровень — 68 км на 1000 км².

70% дорог не соответствуют присвоенным им техническим категориям. Речь идёт о ширине обочин, наличии придорожных деревьев на обочине, отсутствии тротуаров и освещения, технических средств организации дорожного движения. Все эти трассы требуют реконструкции. В частности, предлагается снести деревья вдоль старой светлогорской трассы, расширить проезжую часть и сделать тротуар.

На ближайшие пять лет запланировано строительство огромного количества новых развязок, дорог и подъездных путей в Калининграде и других городах.

Средняя стоимость строительства 1 км автодороги в России составляет 48,4 млн рублей, в Польше —25,8 млн, в Германии — 81,2 млн в рублёвом эквиваленте.

Всего с 2005 по 2017 год на дорожную отрасль было выделено более 55 миллиардов рублей.

972 млн
437,9 млн
2005 год
1,04 млрд
2006 год
1,6 млрд
610 млн
2007 год
4,18 млрд
2,69 млрд
2008 год
5,18 млрд
3,75 млрд
2009 год
4,78 млрд
2010 год
8,19 млрд
5,9 млрд
2011 год
5,34 млрд
1,5 млрд
2012 год
2,36 млрд
5,23 млрд
1 млрд
2013 год
3,59 млрд
2014 год
6,89 млрд
3,79 млрд
2015 год
9,2 млрд
5,15 млрд
2016 год
11,05 млрд
5,49 млрд
2017 год
Выделение средств на дорожную отрасль 2005-2017
- трансферты федерального бюджета
Антон Алиханов
губернатор Калининградской области:
— Первоначально Калининградская область не была включена в проект "Безопасные и качественные дороги". Мы и в федеральном правительстве, и в Министерстве транспорта доказывали своё право на участие, в итоге нам удалось подтвердить, что Калининградский городской округ и его города-спутники являются агломерацией, а значит, могут претендовать на включение в проект. В буквальном смысле слова мы впрыгнули в последний вагон и на 2017 год получили из федерального бюджета 625 млн рублей.

В остальных регионах работы по реализации проекта уже шли полным ходом. Мы выделили ещё 625 млн рублей из регионального бюджета, в этой сумме около 30 млн — это средства городского бюджета Калининграда, и приступили к работе. На сегодняшний день нам удалось полностью наверстать отставание от остальных регионов — участников программы.

До конца года в рамках проекта "Безопасные и качественные дороги" будет отремонтировано более 140 км дорог и улиц Калининградской городской агломерации. На трёх участках в области и четырёх в городе работы уже завершены, на остальных ведётся замена верхнего слоя асфальта. Кроме того, в рамках проекта ведутся работы по снижению количества аварийных участков дорог: устанавливаются дорожные знаки, ограждения, обустраиваются пешеходные переходы и искусственные неровности.

Александр Адерихин, Константин Сериков
Евгений Фролов
Александр Подгорчук, Павилас Карпавичус
Текст:

Дизайн и верстка:
Фото: