СПЕЦПРОЕКТ
ДЕНЬГИ НЕ ПО АДРЕСУ
почему в квартирах калининградцев появляются квитанции от разных управляющих компаний
22 декабря 2017
"Мы уже 2 года боремся и не можем найти правды", — краткое резюме истории Татьяны Ивановой. В руках старшей по дому № 5 на ул. Балашовской целая кипа бумаг. Наша встреча состоялась у входа в здание Правительства Калининградской области, где Татьяне был назначен очередной приём.

По словам женщины, она, как и многие жильцы дома, исправно оплачивала счета за коммунальные услуги управляющей компании "Стройвест", пока не получила извещение о том, что деньги её якобы уходят не по адресу — ведь делами дома с октября 2016 года управляет компания "Старый город".

С этого времени жильцы дома по Балашовской, 5 получают квитанции за оплату коммунальных услуг от двух УК.
"Мы сразу обратились в Министерство регионального контроля. Тогда совместно с ведомством мы подготовили жалобу в прокуратуру".

Мера возымела действие: на какое-то время вторые квитанции исчезли из ящиков жильцов. Однако вскоре рассылка возобновилась — компания "Старый город" предоставила новый протокол о смене управляющей компании — от 22 декабря 2016 года. Как утверждает Татьяна Степановна, документ поддельный:

"Это копия одного из предыдущих протоколов собрания совета дома. В Государственной жилищной инспекции Калининградской области его приняли только в августе 2017 года — спустя почти год. С этого времени в каждую квартиру приходят квитанции с сумасшедшими задолженностями за те услуги, что мы исправно оплачивали "Стройвесту"".
Новые уже пришли, а старые не хотят уходить
Приёмом жалоб на деятельность управляющих компаний занимается Департамент жилищного контроля и надзора — подразделение Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области. Руководитель департамента Маргарита Кузнецова рассказала о процедуре выбора формы управления:

"Выбор формы управления многоквартирным домом осуществляется на основании собрания жильцов. Если кворум достигнут, то решения собрания собственников признаются легитимным. В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом уполномоченное лицо в течение 5 рабочих дней направляет информацию организации, ранее управлявшей таким домом, а также в органы жилищного надзора".
Ситуации "двоевластия", по мнению Кузнецовой, появляются из-за конфликтов жильцов: жилищный кодекс не ограничивает частоту смены формы управления и управляющей организации. Это значит, что свой выбор люди могут делать хоть каждый день:

"Сегодня совет жильцов выбрал одну компанию, завтра или через неделю — другую".

Получается, что ситуация, когда новые уже пришли, а старые не хотят уходить, вполне возможна? Однако, согласно Жилищному кодексу РФ, присылать квитанции жильцам имеет право только компания, включённая в реестр лицензий. Вписывает компанию в этот реестр орган жилищного надзора не позднее, чем через 30 дней с момента подачи заявления от собственников.

Узнать, какая компания в данный момент занимается управлением вашим домом, можно на сайте Министерства регионального контроля, информация там постоянно обновляется:
Если вы получили квитанции от двух управляющих компаний, обращайтесь в Департамент жилищного контроля и надзора (Калининград, ул. Дм. Донского, 1). К своему заявлению необходимо приложить копии квитанций от обеих УК. За дополнительной информацией можно обратиться на горячую линию ведомства:
99-41-18
"Ситуация не очень нормальная, но пока никак не отрегулированная"
Наш регион не единственный, где сталкиваются с данной проблемой. Например, в Мурманской области ситуация с двойными квитанциями привела к тому, что народ вовсе перестал верить управляющим компаниям и задолжал ресурсоснабжающим организациям огромную сумму.

Отчасти ситуация у нас осложняется ещё и тем, что в почтовые ящики калининградцев попадает целый ворох квитанций, среди которых может затесаться и лишняя. Прежде чем все их оплачивать, надо внимательно просмотреть каждую, считает Светлана Гончарова, начальник сектора платёжных сервисов Калининградского отделения ПАО Сбербанк:

"Жителям калининградской области приходит от 4х до 7ми квитанций: счета за жилищно-коммунальные услуги, холодную, горячую воду и водоотведение, капитальный ремонт, газоснабжение, кабельное ТВ и электроэнергию — с таким джентельменским набором сталкивается любой собственник жилого помещения или квартиросъёмщик каждый месяц".
Светлана Гончарова убеждена, что выходом может стать создание в регионе единого расчётного центра.

"Этот орган создаёт единый платёжный документ, который содержит все услуги в одной квитанции. После поступления платежей этот же орган занимается так называемым "расщеплением" — перенаправляет средства в ресурсоснабжающие организации. Создание такого органа на территории области — инициатива региональных властей. А пока процесс оплаты коммунальных услуг для калининградцев усложнен до максимума. Сами подумайте, что проще: заплатить по одной квитанции или по семи?", — говорит Гончарова.

Процесс оплаты услуг ЖКХ превращается из простой рутины в настоящую пытку, если всё делать по старинке: стоять в огромные очереди в отделениях почты, например, или вручную вбивать данные в терминале. Банк, со своей стороны, старается избавить плательщиков от лишних действий:

"Несколько лет мы работаем со всеми поставщиками, чтобы они размещали на своих квитанциях так называемые двумерные штрихкоды или QR-коды, — объясняет начальник сектора платёжных сервисов Сбербанка. — На всех наших терминалах установлены сканеры, поэтому когда клиент оплачивает счёт, ему не нужно вручную ничего вводить — нужно просто нажать 1 кнопку — "считать штрих-код"".
Учитывая, что 70 % платежек по коммунальным услугам проходит через Сбербанк, проще всего обладателям карт, выпущенных именно этим банком. Хотя через терминал можно платить и наличными.

Помимо этого, у каждого клиента есть свой личный кабинет в системе "Сбербанк-онлайн". Те, у кого установлена мобильная версия на смартфоне или планшете, платят по квитанциям, не выходя их дома: QR-коды считывает камера мобильного устройства.

Тут же на экране появится вся информация о платеже: реквизиты УК, лицевой счёт плательщика и сумма оплаты, её можно отредактировать, а также и внести показания счётчиков. Производить оплату следует только после того, как вы полностью сверите данные с теми, что обозначены в квитанции и удостоверитесь, что переводите деньги своей УК.

Полностью забыть о головной боли, связанной с оплатой услуг ЖКХ, поможет автоплатёж от Сбербанка. О предстоящем списании вас предупредят за день до платежа, оставляя за вами возможность "передумать" и отменить перевод.
Что делать, если вы оплатили не тот счёт: советы юриста
Если ваша управляющая компания сменила расчётный счёт, а вы оплатили коммунальные услуги "по старой памяти", например, воспользовавшись шаблоном платежей, Сбербанк вернёт никуда не ушедшие деньги на карту своего клиента. Те, кто оплатил в Сбербанке не по карте, а наличными, могут подать заявление на возврат в любом его отделении.

Если вы платили компании, которая не имела права собирать деньги с жильцов, юристы советуют попробовать сначала уладить дело мирным путём: напишите заявление в УК с требованием вернуть оплаченную сумму. К заявлению приложите копии оплаченных квитанций и укажите номер вашего счета, на который следует перечислить деньги. Зарегистрируйте заявление как входящий документ. По закону, УК может рассматривать вашу просьбу в течение 30 дней.

В случае если вы не получили ответа или вам ответили отказом, обращайтесь в прокуратуру или суд.
Жильцы дома № 5 по Балашовской пошли другим путём. Обращение в региональное Правительство принесло плоды. Минрегионконтроля выявило нарушения жилищного законодательства в организации и проведении общих собраний собственников дома.

"Правительство области проконтролирует решение вопросов, которые сейчас волнуют жильцов дома: выборы управляющей компании, наведение порядка с квитанциями, выполнение обязательств по содержанию дома. Это первоочередная задача, потому что люди не должны оставаться заложниками конфликта двух хозяйствующих субъектов. Тем временем, правоохранительные органы проведут проверку ситуации. Помимо очевидных нарушений, например, сроков подачи документов, не исключены факты подлога документов", — заявил первый заместитель председателя правительства Калининградской области Алексей Родин.

Новое общее собрание жильцов должно поставить точку в затянувшемся разбирательстве.
Екатерина Хлёсткина
Евгений Фролов
Александр Подгорчук
Текст:
Дизайн и верстка:
Фото: