Почему «Автотор» открыл производство в Калининградской области и как стал одним из крупнейших предприятий региона: спецпроект «Клопс»
В 2019 году компания отмечает 25-летний юбилей
СПЕЦПРОЕКТ
«Клопс» и «Автотор» начинают спецпроект, посвящённый 25-летию компании. Сейчас в ней трудятся свыше 3,8 тысячи человек, она обеспечивает загрузку свыше 70% мощностей калининградских портов и 60% вагонооборота Калининградской железной дороги. Почему «Автотор» открыл производство именно в Калининградской области и как стал одним из крупнейших предприятий региона — в нашем материале.
В окружении иностранных государств
Рассказ об истории «Автотора» необходимо начать за несколько лет до его основания, с Беловежского соглашения 8 декабря 1991 года. Тогда руководители СССР Станислав Шушкевич, Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали документ, поставивший точку в существовании Советского Союза. В результате самый западный и самый маленький по площади регион страны – Калининградская область - превратился в полуэксклав, отделённый от основной территории России и оказавшийся в окружении иностранных государств, впоследствии членов ЕС и НАТО.

Предприятия области столкнулись с логистическими и финансовыми трудностями, так как калининградская промышленность работала в кооперации с заводами, расположенными на территории других советских республик. Так, бензин, керосин, дизтопливо, мазут и масла завозились из других регионов. Подорожание заправки рыбных и торговых судов привело к тому, что промысел ушёл на иностранные базы, а с ним и доходы, и денежный оборот.
Калининградская эксклавная область стала полностью дотационной, ситуацию осложняли частая смена руководства, остановка предприятий, задержки зарплат и пенсий, неуплата налогов и «размывание» внутреннего денежного оборота.
Структурная перестройка экономики

Маточкин Ю.С.
На нового главу администрации региона Юрия Маточкина, институтского профессора, с одной стороны давили обстоятельства, связанные с изменением геополитической ситуации области, с другой — ежедневные потребности калининградцев и социальные обязательства перед ними. В начале 1993 года Маточкин принял решение обратиться к руководителю международного фонда «Интерприватизация» Владимиру Щербакову с просьбой помочь организовать структурную перестройку калининградской экономики.

Щербаков В.И.
Владимир Щербаков, занимавший в последнем правительстве СССР пост первого зампреда Совета министров имел огромный практический опыт. Ранее он занимался экономикой ВАЗа и КамАЗа, а после развала Союза создал международный фонд. Целью «Интерприватизации» стала помощь регионам России и странам СНГ перестроиться и адаптироваться к новым рыночным условиям.
Щербаков поручил подготовить соглашение между Калининградской областью и фондом созданной в структуре фонда компании «Машинвест». В ней работали высококлассные специалисты с опытом работы в различных областях автомобильной отрасли.
Валерий Соколов, гендиректор, прошедший школу АЗЛК и КамАЗа;

Эдуард Скопцов, коммерческий директор, образованный специалист, владеющий четырьмя европейскими языками и имеющий опыт работы в системе Минвнешторга СССР по закупкамоборудования для ВАЗа, КамАЗа, ИжМаша, АЗЛК;

Светлана Карпенко, директор по внешним связям, специалист с опытом работы в Госснабе СССР по планированию и распределению автотранспорта.

«Машинвест» и организовал подписание соглашения фонда «Интерприватизация»« и администрации Калининградской области. После чего Владимир Щербаков занялся превращением «Энерготрансбанка», основанного в 1990 году, в ОАО КБ «Энерготрансбанк». Впоследствии это финансовое учреждение вошло в первую сотню лучших в стране.
Хорошая идея, плохой маркетинг
В условиях рынка руководители калининградских предприятий приступили к разработке программ организации выпуска нужной рынку продукции. Так, администрация завода «Калининградбуммаш», остановленного после распада СССР, подготовила проект производства фонтанной арматуры для нефтяной промышленности.

Производственное объединение, а затем и открытое акционерное общество было градообразующим предприятием в посёлке им. Александра Космодемьянского, и обеспечивало 25 тысяч его жителей электричеством, водой и теплом. «Калининградбуммаш» создан в 1946 году на базе бывшего немецкого артиллерийского завода и располагал набором оборудования для механической, термической обработки и сборки. Были даже литейный и кузнечный цеха.
С 1989 года завод подвергался серьезной реконструкции, был построен новый корпус площадью 7,5 тыс. кв. метров, в котором было организовано производство специальной военно-инженерной техники для прокладки рокадных дорог, базой были боевые артиллерийские тягачи.
Степень межрегиональной кооперации составляла около 70 процентов, главные двигатели поставлялись из украинского Харькова. Понятно, что с распадом СССР все остановилось. Так же как и производство комплектующих для бумагоделательного производства.
Чтобы выйти из кризиса, руководство предприятия решило освоить производство фонтанной арматуры. Наладить выпуск нескольких партий удалось с помощью кредита на 600 млн рублей (неденоминированных), полученного в «Энерготрансбанке».

Но идея потерпела поражение с точки зрения маркетинга, предприятие не смогло увеличить продажи. Заводу не хватало средств, чтобы погасить кредиты, выплатить налоги и зарплаты, рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг.

Половина акций «Калининградбуммаш» принадлежала государству, и власти предложили объявить банкротство. Такое решение позволило бы распродать имущество и рассчитаться с кредиторами. С другой стороны, люди лишились бы работы, а посёлок — градообразующего предприятия.
От арматуры к автомобилям
Именно в этот момент Владимир Щербаков и поручил «Машинвесту» решить проблему. Компания, в свою очередь, предложила организовать на площадках завода производство легковых автомобилей. Идея заключалась в том, что в критических экономических условиях предприятие сможет самоокупаться, только выпуская товар, ориентированный на индивидуального покупателя. Автомобили же выбрали, исходя из ориентации «Машинвеста».

Хотя предложение приняли скептически (где Калининград и где производство автомобилей?), было решено воспользоваться распоряжениями Председателя Верховного Совета РСФСР от 24 мая и 3 июня 1991 года о Свободной экономической зоне в Калининградской области. В администрации региона как раз действовало специальное подразделение, занимавшееся этим вопросом.

«Машинвест» подготовил бизнес-план, позволяющий рассчитывать на целевой налоговый кредит. Деньги удалось получить и оплатить разработку проекта и строительство через «Энерготрансбанк».
Техническое задание включало создание мощностей по производству новых автомобилей из машинокомплектов. Проект разработал институт «Гипроавтопром», он предусматривал реконструкцию четвёртого корпуса, где ранее собиралась военная техника.

Строительство велось собственными силами, что позволило выплачивать зарплату. На предприятии отремонтировали протекающую кровлю, утеплили окна, заменили полы, установили оборудование, в частности, польские подъёмники. Оборудование поставила фирма Metal-Tech (Польша) на условиях беспроцентной рассрочки платежа. Такую неоценимую помощь фирма оказала благодаря ее учредителю Станиславу Пясецкому, поверившему бизнес-планам «Машинвеста», которые, реализовавшись, открыли перспективы для промышленности региона и компании Metal-Tech.

В тоже время в механосборочных цехах завода «Калининградбуммаш» под заказ производилась различная арматура для целлюлозно-бумажных предприятий.

При этом зарплата выдавалась с трудом, не хватало денег и на обеспечение завода и посёлка электричеством. Старые котлы ежемесячно сжигали эшелон мазута, который завозился из Нижнего Новгорода. Тогда руководство фонда «Интерприватизация» поставило задачи компании «Машинвест» увеличить объёмы производства и снизить расходы.

Проблему предложили решить, создав «Автотор». Название родилось из слов «авто» и немецкого «tor», что означает «ворота». Компанию зарегистрировали 24 ноября 1994 года.

«Калининградбуммаш» начали перестраивать и переоснащать. Но новое производство помогало только сохранить систему. Промышленности региона требовалось прорывное решение. И оно было принято.

Продолжение — в следующей части спецпроекта.

СПЕЦПРОЕКТ